В Галерее классической фотографии представили работы Вадима Гиппенрейтера
«Начало. Неизвестный Гиппенрейтер» - в Галерее классической фотографии открылась выставка работ Вадима Гиппенрейтера, мастера пейзажной фотографии. Экспозиция приурочена к столетию со дня рождения художника. Он говорил, что не занимается отдельной фотографией, а создает книгу, независимо от того, будет она издана или нет. Так появилось 38 альбомов − 50 тысяч снимков. И поражает не только количество работ, но и тот факт, что все снимки он сделал с помощью деревянной камеры 1895 года, которая была оснащена современной оптикой и пленкой. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Черно-белые фотографии небольшого формата, портретные снимки, этюды и наброски – такой Вадим Гиппенрейтер публике не знаком. Все это – «Начало» его пути, становления великого мастера. Фотографии, сделанные еще в 1950-х годах, всегда хранились в семейном архиве и до сих пор никогда не выставлялись.
«Ранние работы характерны тем, что есть и портреты, и жанровые работы – то, к чему он впоследствии практически не возвращался. Это никогда не показывалось. Это премьера», − рассказывает куратор выставки Светлана Бестаева.
Эти рисунки и офорты Вадим Гиппенрейтер сделал во время учебы в Суриковском училище. Он должен был стать скульптором, но выбрал фотографию. Художественное образование сказалось на его подходе к съемке: на построении кадра, выборе фактуры. Историю мировой живописи можно проследить в пейзажных сериях фотографа, где есть аллюзии на Тернера, Шишкина, Рериха.
«Он невероятно много классической изобразительной традиции из живописи, из рисунка принес в фотографии. Понятие сложной, мудреной композиции, но в то же время удивительно гармоничной», − поясняет фотограф, ученик Вадима Гиппенрейтера Андрей Бронников.
Этому фотографу были по плечу и реки, и горы. Гиппенрейтер – первый и троекратный чемпион Советского Союза по горным лыжам. Первый, кто поднялся и спустился с Эльбруса на лыжах.
В экспозиции также представлен снимок Тамары Сидоровой, сестры известной спортсменки Евгении Сидоровой. «Тамара каталась не очень технично, но очень красиво. Отец рассказывал, что она повернет и едет, повернет и едет. Они ее прозвали Лебедь Белая. И отец как-то предложил: “Давайте из Тамары сделаем картинку”. Все принесли, кто что мог: цветы, платок, кофту в горошек, косыночку»,− вспоминает дочь фотографа Мария Гиппенрейтер.
В свои фотоэкспедиции Вадим Гиппенрейтер всегда ходил один. Мог потратить недели в ожидании нужного состояния природы, чтобы сделать один единственный кадр или уехать домой без снимка. Он снимал не объекты. На его кадрах − даже самых ранних − то, что называется, тонкая материя.