Фолькер Альбус представляет выставку "New olds". Классика и инновации в дизайне"
Конфликт старого и нового подобен конфликту отцов и детей: и новое, и дети забывают, что рано или поздно они таковыми перестают быть. А представим подобный конфликт, перерастающим в сотрудничество, даже в дружбу – в искусстве такое на каждом шагу. Возьмем для примера промышленный дизайн, возьмём конструирование уникальной мебели из вторичных материалов, из отживших своё предметов, например, деревянных ящиков или старых окон. Наблюдаем в итоге и модный хэндмэйд, и заботу об окружающей среде.
В зависимости от обстоятельств такое слияние времен может быть просто визуальным аттракционом, а может получить практическое применение. На выставке «New olds». Классика и инновации в дизайне» много экспериментируют с прошлым, облекая его в новые формы. Будет ли простому человеку толк или хотя бы радость от этого, публика решит для себя на выставке в Москве, а потом в Петербурге, а потом в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Подробности у Ирины Разумовской.
Куратор этой выставки немецкий архитектор Фолькер Альбус сделал один из её главных экспонатов – «пиксельный персидский ковёр». Орнамент традиционного персидского ковра на компьютере увеличил в десятки раз – он распался на пиксели, и теперь именно из них состоит узор нового современного ковра.
Фолькер Альбус по всему миру ездит с этой экспозицией «New old», – на русском она могла бы называться «всё новое – это хорошо забытое старое». Или немного видоизмененное старое. В каждой стране немец находит местного куратора. У нас это - директор музея Дизайна Александра Санькова. Собрала команду российских дизайнеров, которые дополнили выставку мебелью, керамикой и зеркалами отечественного производства. Истоки каждого экспоната – в русских ремёслах, рукоделии и промыслах. Тема - столкновение традиции и инновации в дизайне.
«Работы Дениса Милованова, который впечатляется работами северных мастеров – он делает утварь, - я бы это так назвала. Даже сам Денис выглядит как северно-русский купец 17-го века. Он когда-то поехал на север России и увидел заброшенные деревни, предметы быта, которые там были оставлены в разорённых домах, и он подумал: как здорово это будет выглядеть в современных интерьерах», - рассказывает куратор, директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
Берестяные туески с модной обстрочкой, зеркала с подсветкой в старинных наличниках, гжельская посуда с модернизированными росписями. Вот она - самобытность российских дизайнеров. Бюро Archpole для своей мебели-конструктора используют русскую берёзовую фанеру.
«Фанера обычно ассоциируется со стройкой, с чем-то таким – черновым полом. А на самом деле – это хорошее российское дерево. За счет слоистости можно получать интересные вещи, как стул: получаются такие кольца – похожие на кольца натурального дерева», - говорит основатель Архитектурно-производственная лаборатория «Archpole» Анна Сажинова
Если дизайнеры российские к вопросам наследия и культурной традиции подходят очень серьёзно, то их западные коллеги по этому поводу шутят. Сильвия Кнюппель из Германии высмеяла эпоху барокко в этом объекте.
«Раньше все хотели барочные шкафы такие – это было статусно, престижно, и нужно было их заполнять их массой вещей. Если мы подходим ближе, мы просто видим, что это абсолютно мягкая структура, куда вставляются вещи, чтоб они были снаружи. То есть получается то, что раньше было спрятано, теперь таким смешным образом инсталлируется», - сообщает куратор, директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
Тему «нового» и «старого» в дизайне развивали для этой выставки 45 художников. Плетённая из мебель полиэтилена, стулья-трансформеры и фарфор, где клеймо завода – в центре тарелки. Фолькнер Альбус хочет этой выставкой сломать стереотипы, и заставить по-новому взглянуть на материалы, конструкции и конфигурации. Ну, и на красоту вообще.