На Чеховском фестивале канадский режиссер Робер Лепаж покажет моноспектакль "887"
Он назвал свою театральную компанию «Экс Макина», заимствовав часть крылатого латинского выражения «Бог из машины». Возможно, Робер Лепаж – не демиург, но в том, что он делает в современном театре, несомненно, есть что-то сверхъестественное. Всемирно известный канадский режиссер – снова на Чеховском фестивале. Сегодня вечером московская публика увидит фрагмент его нового спектакля под названием «887». Репортаж Ирины Разумовской.
В Театре Наций Робер Лепаж – всегда желанный гость. С Евгением Мироновым познакомились восемь лет назад, когда задумали спектакль, ставший сегодня бестселлером, − «Гамлет | Коллаж». Высокотехнологичный и полный магии моноспектакль привез канадец и в этот раз на Фестиваль имени Чехова. Играет один и сам. Впервые за всю историю его сложносочиненных спектаклей вложил в постановку историю личную: о своем детстве в Квебеке и своей семье.
«Для моего внутреннего мира тема детства – очень и очень важна. Это период, когда мы играем, развлекаемся и учимся жить через игру. Существование актера на сцене – очень похожее. Став старше, в 50-60 лет он по-прежнему должен играть. Даже взрослый должен нести в себе эту эмоцию игры, чтобы зритель начал играть вместе с ним», − поделился режиссер Робер Лепаж.
Эксклюзивное интервью с режиссером Робером Лепажем
«887» – три цифры в название спектакля – это почтовый адрес маленького Робера Лепажа. Своему герою режиссер впервые даже имя дал свое. Главный визуальный образ здесь – многоквартирный дом, где жила его семья. Но, несмотря на автобиографичность, Лепаж подчеркивает: это все же выдумка о себе.
«Робер играет этот спектакль, который об отце. У нас отцы − водители: у Робера – водитель такси, а у меня – водитель машины булочной. Этот спектакль пронзительный совершенно! Я считаю, он совершил поступок: снял с себя кожу», − рассказал художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Помимо личного, в этом спектакле, полном чудес, – много социального. Лепаж говорит: всегда стараюсь найти равновесие между историей с маленькой буквы и Историей – с большой. Контекст здесь важен: 1960 годы в Канаде – время, когда квебекцы, франкоязычные, стали заявлять о своих правах среди англоязычного населения. Под номерами их машин до сих пор девиз: «Я помню». Вот только парадоксально, сетует Робер Лепаж, что сегодня в Квебеке значения этих слов не помнит и не знает никто, разве что он и герой его монопьесы.