Примирение с тяжелым прошлым: экспозиция "Код Революции" открылась в Москве
«Воплощены сны вековые всех лучших, всех живых сердец: преображённая Россия свободной стала, – наконец!» Установи Валерий Брюсов не восклицательный, а вопросительный знак за финальной строкой, стихотворение, написанное в начале марта 1917-го, прозвучало бы ещё актуальнее. Понимать заметно больше, чем понимали участники тех событий, научит выставка «Код Революции». Репортаж Антона Николаева.
В феврале 1917-го в Петрограде «сжигали «птицу». В таких пренебрежительных выражениях современники описывали борьбу революционных масс с императорскими двуглавыми орлами. Хотя именно в феврале в результате заговора элит против императора пала монархия, в советской историографии сложилась другое представление: Февральская революция считалась буржуазной, чуждой рабочему классу, в противовес рабоче-крестьянской – Октябрьской. С таким «перекосом», по сути, и сделана выставка «Код революции. 1917». Дело в том, что Музей современной истории России изначально создавался как Музей революции. Здесь большая коллекция карикатур на царя, портретов революционеров и агитационного искусства – как, например, предвыборные плакаты партии эсеров.
«Плакаты – это одна из составляющих, которая им обеспечила успех на выборах в Учредительное собрание. Очень хорошие плакаты, яркие, касающиеся земли, прежде всего, крестьянства. Всё это вместе создает картину жизни 1917 года», – отметил сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН Александр Чубарьян.
Особенность музея – в основном сюда изначально отправляли экспонаты, воспевающие революционные события. А в новой России о революции 1917-го с обществом, по большому счету, никто на государственном уровне пока не разговаривал.
«Мы попытались показать, что же происходило в 1917 году. Как произошло, что страна, которая стремительно набирала обороты, которая развивалась в экономическом плане, у которой были все шансы стать мировым лидером, вошла в революционный процесс», – пояснила директор Музея современной истории России Ирина Великанова.
Ответ на этот вопрос – в самом центре экспозиции: это двери Александровского централа города Иркутска. Первое, что сделало Временное правительство, – объявило амнистию политзаключенным. Через распахнутые в феврале 1917-го ворота тюрем и границы империи хлынул поток вчерашних арестантов, которые уже в октябре 1917-го вступили в революционные ряды.
«Нам обязательно было показать, что даже самые благие намерения и лозунги, которыми начиналась революция, привели к Гражданской войне, страшнейшему расколу общества», – подчеркнул учёный секретарь музея современной истории России, куратор выставки Никита Аникин.
Примирение с нашим тяжелым прошлым. Без деления на правых и виноватых, на потомков белых и красных. Примирение – ради национального единства. Такой подход предложил оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных со столетием революции. Музей современной истории первым пошел по этому непростому пути. В наши дни, когда опубликованы ранее засекреченные архивы, когда уже ясно, что трактовки фактов могут быть разными, сами факты свидетельствуют об одном: в ходе революций и Гражданской войны с обеих сторон по разным оценкам погибло от 16 до 18 миллионов человек. И, наверное, для достижения общественно консенсуса по поводу этих трагических событий, нужно все-таки нечто большее, чем извлечь из запасников музея ранее никогда не выставлявшийся неканонический образ Ленина.