В Москве показывают работы Дэмиена Хёрста - известнейшего современного британского художника
«Искусство – это поиск новых путей для передачи старых идей», - сказал однажды Дэмиен Хёрст, известнейший и богатейший современный британский художник. Обращение людей к искусству он объясняет тем, что людям трудно разобраться в реальном мире, и они прибегают к метафорам или символам, как в рекламе. Что за новые пути? Что за метафоры у Хёрста? Сегодня о них наслышаны всюду по планете – животные в растворе формальдегида, черепа, инкрустированные бриллиантами, крылья бабочек, таблетки и капсулы.
Не всё из перечисленного найдётся в столичной галерее Гарри Татинцяна. Здесь открылась выставка девяти его произведений. Нет акул, нет инкрустированных черепов. Но нет и того, чем он грешит последние годы, против себя самого грешит – увлёкся живописью в духе Фрэнсиса Бэкона, которую критики быстро объявили плодом вымученных потуг малоспособного студента. На московской выставке тот самый, актуальный Дэмиен Хёрст. Репортаж Алексея Черепанова и Анны Галинской.
Дэмиана Хёрста представлять не нужно – наверное, самый известный художник современности, поп-художник – тот, чье искусство модно, дорого и концептуально. Его черепа заполонили мир. На этой выставке можно увидеть лишь один из них: красочный, гипнотизирующий, наталкивающий на размышления о смерти. Вообще, все работы Хёрста, по его задумке, должны окунать в размышления о бренности бытия. Отсюда увлечение бабочками.
«Почему бабочки представлены в таком большом изобилии? Потому что мы все говорим о вечном, а он говорит о невечном! О временном, о тленности, о хрупкости человека. Потому что мы настолько зависим от любого дуновения ветра, что можем исчезнуть, как бабочка за ночь!», - рассказал коллекционер и галерист Гари Татинцян.
Из бабочек, которая каждая – совершенство, он создал гимн симметрии – представленная на выставке окно-розетка – точная копия витража Даремского собора, только вместо стекол – крылья. Но и стекло Хёрст не забыл – хрупкий, но опасный материал – обожает. Стеклянных ящиков на этой выставке несколько. Они хранят противогазы и медикаменты. Таблетки рядами – упорядоченная жизнь нездорового человека.
«Сам по себе он - человек архитектонического мышления, и все, что он строит, у него рядами, слоями, системами. Все достаточно методично описано и продумано», - поясняет Гари Татинцян.
Еще один упорядоченный хаос – разноцветные пятна на холсте. Целая серия таких работ на белом фоне, и единственная – на золотом. Каждая работа представляет определенную серию. Эта маленькая московская выставка – как путеводитель по искусству Дэмиана Хёрста. Правда, все работы здесь 2008-го года, который стал переломным для художника. Теперь он – куратор, коллекционер, создатель музея, этакий крёстный отец современного искусства.
«Кто еще сильнее, чем он, повлиял на генерацию последующих художников? – добавляет Татинцян. - Что даже наши художники, хоть и не могут отойти от псевдоконцептуализма, такие, как, например, Осмоловский, хотят пересечь границу и стать чуть-чуть Хёрстом».
Чуть-чуть Хёрст или чуть-чуть его поклонник – разницы практически нет. На вернисаже отлично видно не только, как изменилось искусство, но и каким стал зритель, вернее, потребитель живописи и инсталляций.