Смотр "Северная лира" демонстрирует многообразие музыки для арф
Сегодня в Петербурге подведёт итоги I Международный фестиваль «Северная лира». Он посвящен памяти известной арфистки Йоко Нагаэ Ческины. Музыкальных смотров, представляющих исключительно искусство игры на арфе, в мире не много. «Северная лира» демонстрирует всё многообразие музыки, созданной для этого уникального инструмента. От средневековья до наших дней, от песен и арий из нотной библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны до саундтреков для электро-арфы.
Фестиваль «Северная лира» посвящен петербургской арфовой школе, существующей уже полтора столетия, и её основателю Альберту Цабелю. Немец по происхождению, в юности он приехал на гастроли в Петербург, да так и остался там до конца жизни.
«Это первый арфист Императорского Мариинского театра, первый педагог Санкт-Петербургской консерватории, большой друг Рубинштейна. Он помогал и Вагнеру, и Чайковскому писать разные каденции. Внес очень большой вклад во всё наше арфовое общество», – отметила арфистка Софья Кипрская.
Второе посвящение – графине Йоко Нагаэ Ческина. Пятого апреля ей исполнилось бы 85 лет. Всемирно известная арфистка и благотворительница, она была членом Попечительского совета Мариинского театра. И во многом благодаря её пожертвованиям был построен Концертный зал, где проходит фестиваль. «Элегическое концертино», которое исполнила Софья Кипрская, посвящено графине Ческина.
Юлия Ровинская – музыкальный руководитель Международного конкурса арфистов в Израиле. И тоже представительница «петербургской арфовой школы». Выбрала арфу ещё в детстве и ни разу об этом не пожалела. Окончила Ленинградскую консерваторию. Специально для фестиваля она подготовила новую трактовку трио Йозефа Гайдна для флейты, виолончели и фортепиано.
«Гайдн звучит на арфе потрясающе, потому что он был написан для фортепиано гораздо менее звучного, чем современное фортепиано. Поэтому арфа, по-моему, гораздо больше подходит – она более нежная», – говорит она.
Считается, что арфа – инструмент исключительно женский. Но Андрес Измайлов этот миф развенчивает. На аутентичных инструментах он исполнил произведения, которые семь-восемь веков назад играли бродячие трубадуры.
«В нашей стране, в Советском Союзе, почему-то пошло поверье. После Великой Отечественной у нас остались только женщины-арфистки. Но в то же время, были и мужчины: тот же Цабель, Амосов, Слепушкин. Это всё мужчины-арфисты, которые не только играли, но ещё и учили хорошо, создавали свои школы и писали музыку для арфы. Потому что кто, как не арфист, может написать музыку для своего инструмента?» – убеждён Андрес Измайлов.
Кстати, главная идея фестиваля заключается в том, что арфе подвластна любая музыка. От церковной и классической до ультрасовременного рока или саундтреков к фильмам.