Выставку работ Евгения Халдея приурочили к 100-летию со дня рождения фотожурналиста
В рамках Московской биеннале «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка работ Евгения Халдея. Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения выдающегося советского фотожурналиста. Его работы признаны классикой военного фоторепортажа - они обошли весь мир, и часто иллюстрируют учебники и энциклопедии. А снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» вошел в топ-100 самых выдающихся фотографий в истории. Репортаж Марии Трофимовой.
Эту - одну из 260-ти фотографий и еще почти три тысячи негативов, что удалось вернуть в Россию после 18-ти лет судебных тяжб, пока не представляют на выставке. Нужно их упорядочить тематически, отобрать самые интересные. История, произошедшая в 1997 году, когда Евгений Халдей в Америке подписал договор с сыном своего фронтового товарища о передаче ему права на значительную часть фотоархива, сейчас уже имеет счастливый финал. Фотоархив дома.
Из огромного количества снимков, что хранятся в фотоархиве семьи, здесь на выставке - лишь несколько сотен работ. От самых ранних - известных и не очень, конца 30-х годов, когда Халдей искал только себя, и до самых поздних - девяностых годов.
Жизнь страны, рассказанная через личные истории. Это видно на каждом фотоснимке. Одна из представленных фотографий сделана в 1970-м в Краматорске. Близнецов Андросовых Евгений Халдей сначала заснял по отдельности, а потом сделал фотомонтаж. Юрий, Валентина, Андриан, и Павел - дети были названы в честь первых советских космонавтов.
Точная режиссура постановки кадра, выбор будущих героев, поиск выгодного ракурса для большей выразительности снимка. Фотошедевры, сделанные Евгением Халдеем в первый день войны и последний, признаны классикой военного фоторепортажа. Знамя над Берлином – фотография, ставшая символом Победы, есть во всех крупнейших музеях мира.
«Всем известна знаменитая история, как Халдей шил флаг. Лететь надо было мгновенно. Надо было взять красную скатерку и лететь, потому что это на самом деле талант фотографа - в нужный момент схватить нужный момент, то есть если бы он опоздал на сутки, то этого символа уже не было бы», - рассказывает директор ММАМ Ольга Свиблова.
Искусству фотографии он учился с 16 лет самостоятельно - по лучшим снимкам советских журналов. Позже, будучи известным, на вопрос, как он делал ту или иную фотографию, Евгений Халдей, недоумевая, отвечал: «Сердцем и душой, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра и послезавтра».