Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения кинорежиссера Динары Асановой
Она прожила короткую жизнь. Но за свои неполные 43 года успела очень многое. Снимала о подростках, мир которых был ей интересен. Коллеги говорят, молчание - не только характерная черта самой Асановой, но и лейтмотив ее творчества, суть ее киноязыка. Динаре Асановой, казалось, слова были не нужны. Репортаж Анны Щербаковой.
1983 год. На киностудии "Ленфильм" Динара Асанова снимает картину "Пацаны". Действие разворачивается в лагере для трудных подростков, которые состоят на учете в милиции.
"В эту трудную, горькую среду никто не рисковал заходить, и она в фильме "Пацаны" вошла, погрузилась и собирала этих трудных подростков, ходила по спецприемникам, по детским домам, искала ребят, у которых горе в глазах", - рассказал вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Леонид Павлючик.
Динара Асанова родилась в Киргизии. С юности страстно мечтала работать в кино. Начинала на студии "Киргизфильм", успела поработать ассистентом у Ларисы Шепитько - та снимала в Бишкеке фильм "Зной". А после Динара Асанова получила направление во ВГИК - кстати, очень стеснялась, что попала не по конкурсу. Студентка мастерской легендарного Михаила Ромма держалась незаметно. Сидела обычно на последнем ряду.
"Я помню Ромм ее просто раскачивал, говорил: Динара, ну вы чего-нибудь скажете хоть? Она: да-да, скажу, но не сейчас. - А когда? И Динара дождалась того времени, когда ей сказать это было необходимо. Так, как она владела этой профессией, - это редкостнейшее качество настоящего человека и настоящего режиссера", - отметил режиссер, заслуженный артист России Сергей Соловьев.
Хрупкая, маленькая, застенчивая Динара Асанова неожиданно для многих превратилась в крупного режиссера. Почти все фильмы посвящала подросткам. Выступала адвокатом детей, защищая их хрупкий мир. Асанова говорила о самых простых вещах, зная, что для подростков они были самыми сложными.
"То, как она общалась с нами со всеми, с подростками - мне было тогда 14 лет - это удивительно, она была не просто режиссером, она была учителем, учила нас отношению к жизни, учила быть честными, искренними, нелицемерными, у нее такое же кино", - объяснила заслуженная артистка России Елена Цыплакова.
Динара Асанова торопилась жить, творить, снимать. Каждый год выпускала по полнометражному фильму. И, как будто что-то предчувствуя, часто повторяла: "У меня нет времени говорить неправду".