Уникальную коллекцию картин Кранахов представляют в Эрмитаже
«Художник с коммерческой жилкой» - так называли Лукаса Кранаха-старшего. При этом ничего уничижительного в таком наименовании нет. В XVI веке картины Кранаха шокировали публику, он действительно превратил высокое искусство в семейный бизнес, что не помешало этим полотнам занять почетное место в истории мирового искусства. Жители столицы уже имели возможность насладиться творчеством династии Кранахов. Теперь экспозицию привезли в Эрмитаж.
Этой выставке специалисты уже предрекают громкий успех. А в Эрмитаже готовятся к длинным очередям. Впервые в Петербурге - экспозиция немецких живописцев эпохи Ренессанса - знаменитых Кранахов, отца и сына, а также художников их знаменитой мастерской.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Это все история про то, как искусство связано с политикой, религией. История Кранаха - яркая страница этих отношений».
В центре экспозиции - произведения Кранаха-старшего. Он основал знаменитую мастерскую и превратил высокое искусство в бизнес - картины писали его сыновья, внуки, многочисленные подмастерья. За всё XVI столетие в его мастерской создали более пяти тысяч полотен.
Узнаваемая деталь в работах Кранаха - схожесть женских лиц. Сердцевидный овал, тонкий нос и очень характерные, узкие, чуть раскосые глаза. На многих его полотнах в разных образах изображена принцесса Сибилла Клевская. Она была возлюбленной Кранаха и его единственной моделью. Ее черты можно встретить на знаменитых картинах "Женский портрет", "Мадонна с младенцем под яблоней" и на революционной по тем временам картине "Венера с Амуром". На ней впервые в живописи немецкого Возрождения языческая богиня изображена в обнаженном виде.
"Эта такая мрачная Венера, с эротическим оттенком. Это любовь, приносящая горе. Это страсть, которая доводит чуть ли не до смерти человека. Это пагубная любовь", - рассказывает Мария Гарлова, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.
Работы Кранахов для этой выставки собирали по всему миру. Часть произведений - из коллекций Эрмитажа и московского Музея им. А.С. Пушкина, остальные - привезли из Берлина, Мадрида, Парижа, частных коллекций. Всего более сотни полотен.
"Наличие такого количества уже позволяет провести какие-то сравнения. Я думаю, эта выставка должна вызвать споры, дискуссии по поводу атрибуций, по поводу датировок. Я бы сказала, это очень научная выставка получилась", - уточняет Мария Гарлова.
В московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина экспозиция собрала аншлаг, рассказывают организаторы. Ее успех уже сравнивают с прогремевшей на всю страну выставкой Серова. В Эрмитаже оценить работы династии Кранахов можно будет до 11 сентября.