9 октября 2015, 22:50 9 октября 2015, 23:50 10 октября 2015, 00:50 10 октября 2015, 01:50 10 октября 2015, 02:50 10 октября 2015, 03:50 10 октября 2015, 04:50 10 октября 2015, 05:50 10 октября 2015, 06:50 10 октября 2015, 07:50 10 октября 2015, 08:50

Столичные палаты Пожарского нуждаются в экстренной реставрации

  • Столичные палаты Пожарского нуждаются в экстренной реставрации
  • Картинка
    Столичные палаты Пожарского нуждаются в экстренной реставрации
  • Столичные палаты Пожарского нуждаются в экстренной реставрации
В самом центре Москвы, скрытая не только листвой деревьев, но и строительными лесами, стоит одна из красивейших городских усадеб. У этого здания впечатляющая архитектура и не менее захватывающая дух судьба.

Не один год звучали призывы спасать выдающийся архитектурный и исторический памятник – столичные палаты Пожарского, дом князя Дмитрия Михайловича Пожарского на Большой Лубянке, известный еще как дом графа Ростопчина, или дом генерала Орлова-Денисова – именно так здание фигурирует в реестре объектов культурного наследия. Призывы вроде бы были услышаны. Дом был переведён в государственную собственность, но бывшие владельцы до сих пор не получили компенсацию. Два десятка лет палаты пустуют и разрушаются. Нужна уже экстренная реставрация. В этом убедились журналисты, для которых организовали пресс-тур.

В самом центре Москвы, скрытая не только листвой деревьев, но и строительными лесами, стоит одна из красивейших городских усадеб. У этого здания впечатляющая архитектура и не менее захватывающая дух судьба. По своей роли в истории палаты Пожарского, позже – усадьба Ростопчина, – уникальное здание. По сути – пустующий и заброшенный памятник архитектуры федерального значения.

Этот дом является свидетелем ключевых исторических событий. Лето 2012 года здесь провел Карамзин, именно сюда после Бородинского сражения привезли раненого Багратиона, во дворе усадьбы был убит «наполеоновский прокламатор» Верещагин и именно в этом доме было принято решение о поджоге Москвы: градоначальник Ростопчин получил депешу от Кутузова с решением покинуть город.

То, что усадьба не была охвачена огнем – не случайно. Когда в город вошли французы, здесь расположил свой штаб наполеоновский генерал Анри-Франсуа Делаборд. Таким образом, дом удалось сохранить. Вместе с его историей, которая началась значительно раньше, еще в далеком XVII веке. На месте усадьбы в стиле барокко были знаменитые палаты князя Пожарского. От них сохранился самый нижний уровень – со сводчатыми каменными перекрытиями. Однако попасть туда пока трудно, большая часть подвала засыпана. А вот богато украшенные интерьеры второго этажа, которые были недоступны многие десятилетия, могут продолжить свою историю. Для этого необходима полная реставрация.

«Вот живой монумент истории и эпохи, дом князя Пожарского, по соседству место, где он в так называемом острожке держал оборону против поляков в 1611 году, все это здесь зримо, можно пощупать и реально увидеть. И, к сожалению, этот подлинный монумент находится в таком состоянии», – комментирует координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.

Последняя и, пожалуй, единственная реставрация здания была в 70-х. Тогда художникам удалось восстановить уникальные элементы декора. Лепнина XIX века, а снаружи дом выполнен в лучших традициях нарышкинского стиля. Каждая деталь интерьера самобытна и скрывает свою тайну. Например, в XVII веке на месте парадной лестницы вестибюля был каретный проезд.

«У гражданских зданий того времени мы больше не знаем примеров такого богатого белокаменного декора. Этот дом – образ Москвы в мировой литературе, один из немногих в "Войне и мире", дом Болконского, дом Ростовых, дом графа Ростопчина», – отмечает координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматулин.

Сейчас поврежденная кровля может привести к обрушению конструкций исторического здания. Станет ли усадьба отреставрированным музеем или для нее снова наступит Смутное время – пока вопрос открытый.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация