На Мясницкой улице открыли памятник великому архитектору Ле Корбюзье
«Самым великим» и «самым нелюбимым архитектором» XX века называли Ле Корбюзье ещё при жизни. Корбюзье - революционер, перевернувший основы архитектуры прошлых веков, ставший одним из основоположников современных течений. Здания по его проектам построены по всему миру, и каждое становилось манифестом авангарда. Он верил, что рациональное преображение структуры города и жилища способно усовершенствовать общество. В Москве можно увидеть только одно здание, спроектированное Ле Корбюзье, - дом на Мясницкой улице. Сегодня там был открыт памятник великому архитектору.
Перед открытием памятника Ле Корбюзье публика гадала – будет ли французский архитектор изображен в своих знаменитых круглых очках, с которыми, судя по фотографиям, не расставался.
«В очках и в бабочке. Если посмотреть фотографии, он - человек, который, можно сказать, на это обращал очень тщательное внимание – подбирал костюм, завязывал сам бабочку – над этим образом пришлось работать и видеть, что по-другому его никак не изобразишь», - объяснил академик РАХ, скульптор Андрей Тыртышников.
Памятник на Мясницкой – результат 11-летней работы. Тогда были готовы эскиз и идея. Это был дипломный проект ещё выпускника Суриковского института Андрея Тыртышникова. Он неоднократно его перерабатывал, изучал архивы, окончательный вариант подготовил вместе с архитектором Антоном Воскресенским. В основе принципы мастера – планировка идеального города от самого Ле Корбюзье, который созерцает её с постамента, к слову, постамент этот, словно на висящей консоли, – тоже один из приёмов знаменитого француза. В Москву он приезжал несколько раз, но построил только одно здание - Центросоюза, ныне Росстата.
«Здание, как большой парящий объём на колоннах, то есть уже тогда этот гениальный архитектор предвидел, что городская среда должна быть проницаемой, и внутри под зданием можно проходить», - рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Панорамное остекление, свободные планировки, необработанный бетон, блоки, которые держат лишь колонны, сегодня - обыденность, в 20-е-30-е годы прошлого века - революция в архитектуре. Но сам Ле Корбюзье остался не доволен, даже отказывался от авторства.
«В советское время посчитали большим излишеством двойное остекление. Но двойное остекление позволяло воздушную прослойку делать, как в термосе, и получался вентилируемый фасад, который регулировал микроклимат в здании. С панорамным остеклением было проведено отопление, которое не было предусмотрено по проекту. Его это шокировало», - отмечает архитектор, член Московского союза художников Антон Воскресенский.
Новаторские идеи Ле Корбюзье перевернули представление о городской архитектуре и повлияли на целое поколение советских архитекторов. Сегодня этот памятник должен стать одним из символов культурного диалога России и Франции.
Читайте также: