Проект о сдаче в аренду объектов культурного наследия требует доработки
В сентябре вышло постановление правительства о сдаче в аренду объектов культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Вся надежда на частных инвесторов. На первый взгляд, условия предлагаются весьма заманчивые: срок аренды – 49 лет, цена вопроса – рубль в год. Но есть и подводные камни. В теме разбирался наш корреспондент.
Усадьба «Марьино» – особняк, которому уже больше 200 лет, большой ландшафтный парк. Дорожки и стены помнят поступь Пушкина, Крылова, Голицыных, Строгановых. А еще разруху и запустение конца 90-х годов. После того, как отсюда вывели последнее казенное советское учреждение, особняк – памятник федерального значения – начал разрушаться.
«Случайно приехала, увидела, обомлела, стало жалко. Думаю, надо что-то сделать. Хоть что-нибудь. Вот, что-нибудь и делаю», – рассказала собственник усадьбы Галина Степанова.
Старинные интерьеры, картины и антикварная мебель – всего этого не было еще пять лет назад. Частный инвестор спасает объект культурного наследия по собственной инициативе. То есть делает то, что, по идее, должно делать государство. Но ни в одном бюджете нет таких средств, чтобы привести в должный вид все памятники.
«Очень многие памятники, как известно, стоят с табличкой "охраняется государством", а государство не в состоянии все охранять. Поэтому, конечно, надо давать возможность людям что-то делать с этим памятником и его сохранять», – прокомментировал первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александр Леонтьев.
Либо собственность, либо аренда – других вариантов у инвестора нет. В любом случае, на старте – серьезные затраты по полному восстановлению исторического облика здания. За свой счет. Понятно, почему добровольцев единицы.
«Сегодня, фактически, если говорить честно, никаких особых льгот те, кто вкладывает свои средства в реставрацию памятников, не имеют. Мы пока идем своим путем и стараемся в основном через такое излишнее госрегулирование решать все эти вопросы», – сказал заместитель председателя Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.
Один рубль – и здание твое на следующие 49 лет. Новая федеральная инициатива, на первый взгляд, выглядит как революция в деле сохранения культурного наследия. Даже учитывая обременение: на восстановление памятника инвестору отводят семь лет. Затем арендатор волен распоряжаться зданием по своему усмотрению.
Как и почему памятники дошли до такого состояния – отдельная история. Но факт в том, что сегодня ни один здравомыслящий инвестор не возьмется за крайне дорогостоящую и трудную реставрацию, не имея на то особого интереса.
Павловск, замок БИП – уникальный в своем роде бастион времен Павла Первого. Когда-то в нём был настоящий гарнизон и покои императора, но к концу ХХ века замок превратился в руины.
«К нам обратились с просьбой из КГИОПа о восстановлении этого памятника, и мы подумали, что за какое-то длительное время мы сможем это осилить. На начальном этапе нам дали его в аренду на небольшой срок, мы не успели его восстановить за это время, нам аренду продлили, и по прошествии семи лет мы его восстановили», – сообщил управляющий компании-инвестора Алексей Зюкин.
Когда в восстановлении памятника были заинтересованы сами чиновники, все шло как по маслу. И льготы по аренде, и подписанные в мгновение ока документы и договоры, и минимум проверок и инспекций – лишь бы частные деньги сделали то, что должны были сделать государственные. Теперь в замке – отель и ресторан.
Над новой системой ещё работать и работать. Проводить четкую грань между заботой и произволом. Составлять список объектов, которые в первую очередь должны пойти по новой программе – такого перечня сейчас просто не существует. На эту работу могут уйти долгие годы. Доживут ли до счастливого исхода многие петербургские памятники – вопрос открытый.