Завтра в столице завершится фестиваль Musica Mensurata
Завтра в столице завершится небольшой, но уникальный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata. Цель организаторов – оживить музыку давно минувших веков и помочь слушателям ее понять. Ведь по мнению худрука фестиваля Даниила Рябчикова, было два железных занавеса, которые отдалили нас от средневековой музыки. Первый – эпидемии оспы и чумы в XIV веке, когда вымерла половина населения Европы и стало не до творчества. Второй занавес – романтики XIX века. Из-за них многие рукописи утрачены навечно, а мы стали связывать музыку с эмоциями. Но в Средневековье считалось, что «эмоциональное пение неуместно». На прошлой неделе состоялась премьера мистериальной драмы «Жених», созданной почти тысячу лет назад. А в воскресенье слушатели узнают «Музыкальные тайны брабантского двора XIII века».
Этих инструментов нет даже на картинах художников Ренессанса. К тому времени на них уже не играли. Хотя цитоль был самый популярный у трубадуров. А колесную лиру, напоминающую шарманку, придумали в XI веке монахи.
«Была придумана во Франции, - рассказывает худрук фестиваля Данил Рябчиков. - Называется шифания, или симфония, тогда так называли не музыкальное произведение, а музыкальный инструмент».
«Жених» – первая музыкальная драма в европейской истории, что-то вроде проповеди под музыку и песнопения. В основе сюжета – притча из Евангелия от Матфея о мудрых и неразумных девах. Когда ее впервые исполнили, тысячу лет назад, еще и сцен театральных не было. Пели в монастырях. Не для развлечения, для примирения.
«Поскольку монастыри обладали правом вносить мир между баронами, привнесение мира было той целью, которую они ставили перед мистериальной драмой, не связанной с литургией», - объясняет Данил Рябчиков.
Чтобы возродить такое исполнение, музыканты овладели жестикуляцией, пришедшей в средневековую Европу от римских ораторов. Выучили забытый акситанский язык, распространенный на Юге Франции, и латынь.
«В латыни - очень говорящие слова, говорящие согласные, поэтому людям будет понятно. Если четко поют, это интересно», - считает певица Анастасия Бондарева.
Тогда полифонии не было. Музыка была одноголосная. Певец пел высоким голосом. Даже самые трагические темы звучали светло и радостно. Страстно переживать эмоции, как потом в опере, было не принято.
«Это эстетика легкого, очень светлого звука, это такая моральная школа от поющих людей. Их главная задача - показать людям небо, чтобы божественный свет передать», - говорит певец Евгений Скурат.
В Средневековье музыка не будила эмоции. Не была, как сейчас, развлечением или высоким искусством. Ее назначение было совсем другим - этическим - она могла даже остановить преступника. Или медицинским. Неизвестный автор трактата XIII века «Сумма музыки» писал: «Музыка имеет отношение к медицине, ею чудесным образом болезни излечиваются, в особенности, порожденные меланхолией и печалью».
Фестиваль «Musica Mensurata» завершится в воскресенье песнями средневекового Брабанта. В XIII веке при дворе герцога Генриха III Добродушного Брабант стал одной из столиц светской музыки. Кстати, Генрих хоть и являлся вассалом императора Священной римской империи, был знаменитым трувером и писал весьма фривольные стихи.
Читайте также:
В Кафедральном соборе Петра и Павла прозвучала музыка, созданная более тысячи лет назад