Открылась выставка геометрической абстракции Александра Юликова
В Московском музее современного искусства представили «Постсупрематизм», работы одного из самых ярких представителей геометрической абстракции 1970-х годов Александра Юликова. Это первый большой персональный проект автора, чье искусство долгое время не принималось официальной советской культурой. В экспозиции – весь творческий путь художника: от ученических работ до новейших абстракций. Репортаж Валерии Кудрявцевой.
В советское время Александр Юликов занимался книжной графикой, вынашивая идеи будущих полотен. От того периода – 1970-х годов прошлого века – маленькие холсты, помещавшиеся в квартире. С началом перестройки появились новые горизонты и возможности.
«В советское время Юликов – это действительно американец или европеец. Он так воспринимается друзьями, окружением, отдельными зрителями. Он так, видимо, и себя чувствует. А сейчас это художник, который все больше претендует продолжать именно русскую традицию супрематизма. Почувствовав себя внутри международного контекста, он апеллирует к национальной традиции», − рассказывает куратор выставки Андрей Ерофеев.
Накопленные замыслы – вылились на огромные полотна, размеры которых, помимо прочего, создали авторский стиль Юликова. Он – наследник традиций Малевича, Мондриана, Родченко. В современной живописной абстракции России Юликов - одна из самых крупных фигур. Но в его работах – совсем другое переживание мира, чем в искусстве предшественников: геометрические фигуры движутся, распадаются, бунтуют, стремясь обозначить иные законы существования времени и пространства.
«Мне очень нравится эта выставка. Здесь нужно бывать. Его ждет успех, обязательно ждет успех. Нужно только сохранить эту живопись», - делится сценограф, народный артист России Сергей Бархин.
Александр Юликов не дает своим полотнам литературных названий, лишь описательные: от красного к белому, от белого к желтому. В экспозиции представлена одна из редких картин длиной 6,3 метров, для которой художник отступил от своего правила. В пространстве она расположена под углом, но центр – четко горизонтальный.
Экспозиция вовлекает зрителя в интеллектуальный эксперимент. Каждая из ее десяти частей раскрывает уникальную черту творчества художника, показывает, как Юликов последовательно освобождает атрибуты живописного произведения от их привычных ролей. Краска не держится на холсте, течет, обнаруживая белый фон, самостоятельна по отношению к основе.
Рядом – распадающиеся картины, будто что-то разорвало их, нарушило целостность. Свой «Черный квадрат» художник возил к месту предполагаемого захоронения Малевича в Немчиновке. Абстракционизм Юликова – метафорический и эмоциональный, открытый трактовкам. Картина гибнет как объект, но любимая художником геометрия остается.