Большие гастроли Александринского театра начинаются в Москве
«Сцена в Петербурге – больше искусство, в Москве же она – талант», – говорил Белинский, сравнивая театральные миры двух столиц. Соперничество их театральных подмостков всегда давало почву для творческого роста. И дает до сих пор. Уже завтра в Москве начинаются большие гастроли Александринки. Один из старейших театров России подготовил столичной публике немало сюрпризов. О некоторых журналистам рассказали на пресс-конференции.
"Визиты в Москву" для старейшего российского театра – традиция давняя, которую соблюдают еще с XIX века. Но к нынешним гастролям легендарная Александринка относится как к госэкзамену. В последний раз свои спектакли столичной публике петербуржцы показывали четыре года назад. За это время театр изменил репертуарную политику. Появилась "Новая сцена" – лаборатория смелых экспериментов. Эти гастроли – отчет о проделанной работе.
"Важно показать, как театр работает в двух направлениях: с одной стороны, репертуар основной сцены – классический репертуар, с другой – экспериментальный. Мне хотелось показать, что старейший театр, которому 260 лет, все-таки существует в двух сегодняшних ипостасях", – прокомментировал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Две ипостаси театра покажут на двух столичных сценах – во МХАТе имени Чехова и Центре имени Мейерхольда. Гастроли откроет богослужение нулю – точнее, "Литургия ZERO" – спектакль Валерия Фокина по роману Достоевского "Игрок". Два часа без антракта, история про немецкий "Рулетенбург", где люди спускают свои состояния, "служат" нулю, пустоте, фикции. По классической драматургии и спектакль Николая Рощина "Ворон". Он взял за основу комедию Карло Гоцци в стиле театра дель арте и тщательно ее "вычистил" от "мишуры".
"Мы чудовищно переработали Гоцци. Нельзя сказать уже, что это чистый Гоцци. Спектакль, несмотря на всю свою традиционность (мы используем маски, полумаски), лишен всей этой итальянской карнавальности", – отметил Николай Рощин.
Отчет подготовили и режиссеры Новой сцены. В афише – "Макбет" с видеоинсталяциями и электронным звуком; "Земля" по мотивам одноименного немого фильма Александра Довженко; "Теллурия" – спектакль по самому эксцентричному и нетеатральному роману Владимира Сорокина. "Теллурия" – "осколочная", состоит из пятидесяти не связанных между собой глав, бросает вызов любому постановщику.
"Работа была непростая, потому что изначально структура материала абсолютно раздроблена. В ней нет нарратива, нет точной истории. Нужно было найти этот подход. Мы с артистами долго искали", – признался режиссер спектакля "Теллурия", главный режиссер Новой сцены Александринского театра Марат Гацалов.
У московских зрителей есть возможность не только увидеть, что ставят на одной из главных сцен Петербурга, но и прогуляться по легендарной площадке. "Театр 360" – новый проект Александринки: надев специальные очки можно полностью погрузиться в атмосферу театра. Гастроли в Москве завершатся 9 апреля, после чего Александринский театр посетит Ульяновск, Польшу и Венгрию.