3 ноября 2016, 09:18 3 ноября 2016, 10:18 3 ноября 2016, 11:18 3 ноября 2016, 12:18 3 ноября 2016, 13:18 3 ноября 2016, 14:18 3 ноября 2016, 15:18 3 ноября 2016, 16:18 3 ноября 2016, 17:18 3 ноября 2016, 18:18 3 ноября 2016, 19:18

Эдвард Радзинский об Анатолии Звереве: "Он сохранил самое великое – красоту"

  • Эдвард Радзинский об Анатолии Звереве: "Он сохранил самое великое – красоту"
  • Картинка
    Эдвард Радзинский об Анатолии Звереве: «Он сохранил самое великое – красоту»
  • Эдвард Радзинский об Анатолии Звереве: "Он сохранил самое великое – красоту"
Анатолия Зверева называли первым русским экспрессионистом, а он был просто единственным в своём роде. Он оставил почти 30 тысяч работ, и авторство многих сомнительно. Но огромное влияние мастера на современное российское искусство сомнению не подлежит. Сегодня со дня рождения Анатолия Зверева исполняется 85 лет.

Его называли первым русским экспрессионистом, а он был просто единственным в своём роде. «Неприкаянный гений», московский художник Анатолий Зверев остаётся героем мифа, который создавал сам и так же темпераментно, как и писал. Зверев оставил почти 30 тысяч работ, и авторство многих сомнительно. Но огромное влияние мастера на современное российское искусство сомнению не подлежит. Сегодня со дня рождения Анатолия Зверева исполняется 85 лет.

Полторы - две минуты на одну работу. В день Анатолий Зверев мог создавать их десятками. Никогда не имевший ни мастерской, ни кистей, ни красок он использовал подручный материал. В ход шли варенье и обувная щетка, сырая свёкла, масло, окурки, зубной порошок.

«Из всей этой страшной жизни, из всей этой, причем, унылой жизни он сохранил самое великое – красоту. Он знал, что мгновение – это самое важное», - отмечает Эдвард Радзинский.

Его сравнивали то с Пиросмани, то с Ван Гогом, относили к нонконформистам. Но отчисленный из художественного училища за «богемно-анархическое поведение» бунтарь-одиночка Анатолий Зверев не примкнул ни к одной из групп московского андеграунда. Прожил 55 лет, оставил порядка 30 тысяч работ.

«Зверев по-своему впитал, по-своему интерпретировал и по-своему переложил почти все мировое искусство. И когда говорят о Звереве как о не учившемся нигде самородке таком, от сохи, это не совсем так. Все-таки он прекрасно знал историю, он замечательно ориентировался в портретном жанре», - говорит искусствовед Сергей Соловьев. 

Наследие Анатолия Зверева только начали изучать. Оно необыкновенно разнообразно: иллюстрации к «Метаморфозам» Апулея, «Дон Кихоту» Сервантеса, произведениям Лермонтова, Гоголя. Зверев играет с линией, пластикой – обозначает характер. С такой же стремительностью сочиняет стихи то о полотнах Врубеля, Саврасова, Васнецова, то размышляет о Хлебникове, Пугачеве или просто о любви.

«На мой вкус, у Зверева большинство работ говорит о том, что мы имеем дело с гением. Но это не значит, что я безоговорочно принимаю все его работы», - отмечает режиссер-мультипликатор, народный артист России Андрей Хржановский. 

Вот уже год, как существует Музей Анатолия Зверева. Единственный из нонконформистов он удостоился такой чести. Называется АЗ как местоимение «я» в старославянском языке. Наследие Зверева здесь переосмысливают в контексте мирового искусства. 

«В нашем музее – более полутора тысяч его работ. Вы можете видеть здесь и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и иллюстрации», - рассказывает главный куратор Музея АЗ Наталья Волкова.

Недавно в Государственном архиве литературы и искусства обнаружили неизвестные иллюстрации Анатолия Зверева к произведениям Андерсена. И уже в конце декабря их покажут широкой публике - в диалоге с современными художниками.

Сегодня в 15:10 телеканал «Россия К» показывает документальный фильм «Анатолий Зверев». Показ приурочен к 85-летию со дня рождения художника.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация