Познать реальность через абстракцию: открылась выставка Герхарда Рихтера
«Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует». Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире. Центральная тема его творчества уже более 50-ти лет - архисложна: поиск всеобъемлющего образа восприятия нами нашей реальности. Исследованиям Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция, которая открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Рассказывает Станислав Дорэ.
Герхард Рихтер один из самых знаменитых и авторитетных художников в мире. Его познание реальности происходит через абстракцию. Он с самого начала решил играть по своим правилам, отбросив за ненадобностью понятия «композиция» и «цветовое сочетание». Его творческие поиски увенчались успехом. Финансовым, в том числе. Рихтер еще и один из самых дорогих современных художников в мире. Впрочем, сам мастер очень часто обижается, что больше всего журналистов интересуют заоблачные цены на его работы.
Бешеные ценники на аукционах сам Рихтер считает показателем управляемости людей и сетует, что популярность и ажиотаж отвлекают от главного - от смыслов. Впрочем, многие думают, что мастер лукавит, ведь не просто так он создает фотокопию каждой своей абстрактной работы. Он их и на выставках наряду с оригиналами показывает и с таким же успехом продает.
«Это фантастический человек, который, помимо своего художественного творческого стимула, еще и огромной организации личность. Все очень правильно каталогизировано, и этот способ, так скажем, производства нескольких фотокопий - по сути, это один из вариантов, как подешевле продать работу. Но с другой стороны, насколько мне известно, Рихтер делает это для полноты подхода к работе. Потому что живопись невозможно повторить, а фотокопия оставляет след», - говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.
Работы Герхарда Рихтера в отличие от большинства абстракционистов почти всегда со смыслом, подтекстами. Например, в основе этой инсталляции, которая называется «Биркенау» и которая включает в себя живопись, фотокопии и 90 миниатюрных фрагментов абстрактного целого, лежат фотографии, снятые узником концлагеря в августе 1944 года.
«Рихтер решил отказаться от реалистического переосмысления. Ему кажется, что попытка показать крупнейшую драму таким обычным способом в наши дни, будет выглядеть жалкой. Язык беспредметной живописи точнее передает эмоции и ощущение трагедии», - добавляет куратор выставки Пол Мурхаус.
Как-то художник признался, что почти ничего не знает о реальности и не доверяет прямому изображению, привычной картине мира. Он выходит за ее пределы - в мир своих чувств и эмоций, в то, что ему лично представляется. Но, в отличие от другого гения абстрактной живописи Джексона Поллока, Рихтер не привык работать в потоке. Он по-немецки скрупулезен и доводит свою абстракцию до совершенства, вновь и вновь возвращаясь к работе, пока не поймет, что добавить ему больше нечего, и ее можно показывать людям, которые, к слову, не всегда способны так тонко чувствовать и отличить совершенную осмысленную абстракцию от той, что создана в «потоке» и без каких-либо подтекстов.
Читайте также:
В Еврейском музее пройдут выставки Герхарда Рихтера и Эля Лисицкого