Памяти Киры Муратовой
Печальная новость. На 84-м году жизни скончалась Кира Муратова. Режиссер, сценарист, автор фильмов, знакомых каждому ценителю кино еще с советских времен.
Она вела жизнь затворницы. Ей не нужны были светские мероприятия. Она не общалась с журналистами. Её высказывания - это её картины. 20 фильмов, узнаваемых с первого кадра. Она говорила, что съемка - это царство свободы, где она может делать всё. Здесь нет нравственных законов, нет преград, нет чувства долга. Тут она ничего не должна.
«Я не делаю так, как вы, я делаю так, как дышу. С моим вдохом и с моим выдохом на экран летит что-то из моего сердца», - говорил о ней режиссер Алексей Герман-старший.
«Короткие встречи» и «Долгие проводы» - первые самостоятельные работы режиссера. Реалистичные, почти бытовые истории. С них начинается исследование, которым Муратова будет заниматься на протяжении всего своего творческого пути. Это исследование человеческого несовершенства в несовершенном мире. Своих героев Муратова изучала с бесстрастностью научного сотрудника кунсткамеры.
Ее «маленькие люди» пугали чиновников, а ироничные и смелые метафоры не находили отклика. Фильмы Муратовой ложились на полку, ей запрещали снимать. После восьмилетнего перерыва вернулась другая Муратова. Изображаемый ей мир стал сумасшедшим и жёстким. На экране - странные типажи, непрофессиональные актеры. «Среди серых камней», «Перемена участи», «Астенический синдром». В последнем, признавалась, что совершенно не контролировала свое воображение. Собирала фильм из тысячи фрагментов, как мозаику. Новый подход оценили специальным призом жюри Берлинского кинофестиваля.
«В житейском плане Кира совершенно «наджитейский» человек. А как личность она исключительная, другой такой нет», - отметила актриса Рената Литвинова.
С начала 90-х почти каждый год – новый фильм. После долгого периода неприятия, непонимания – возможность снимать, фестивальное признание. И конечно, свой зритель. На премьеру ее последней картины «Вечное возращение» на Московском международном фестивале в зале не было мест. Люди приезжали из других городов, стояли в проходах, сидели на ступеньках, чтобы увидеть фильм, который режиссёр объявила для себя последним.
В 80 лет Муратова завершила карьеру фильмом о режиссере, после смерти которого остались только многочисленные кинопробы несозданной картины. Множество актеров раз за разом разыгрывали одну и ту же ситуацию, повторяли один и тот же текст. Бесконечная повторяемость сюжетных ходов и разнообразие актерских типажей. От картины, в которой ничего не происходило, невозможно было оторваться.
«Моя мечта - вообще исчезнуть, чтобы остались только фильмы. Вот мне не нравится, чтобы меня открывали как консервную банку и смотрели, что у меня там внутри. А пускай будет загадка, а пускай будет такой вот», - говорила режиссер.
В связи с известием о смерти Киры Муратовой в программе передач телеканала "Россия К" произошли измения, 7 июня в 20:05 в эфире состоится показ документального фильма Петра Шепотинника "Одесса. Муратова. Море".