Сеанс театральной магии представляет "Мастерская Петра Фоменко"
В театре «Мастерская Петра Фоменко» – давно обещанная премьера. «Сон в летнюю ночь». После ухода учителя, основателя театра, режиссёр Иван Поповски не поставил ни одного спектакля. Он выпускник того самого курса ГИТИСа, из которого сложилась труппа. Сам он говорит, что почти полтора года думал и ждал, не желая делать ничего похожего на то, что делал Пётр Наумович – потому что это невозможно. Хотел сочетать постановочное и актёрское. Такое сочетание, на взгляд Поповски, как раз и заложено в комедии Шекспира.
Хрестоматийная пьеса – без изменений. Все как написано у Шекспира: все происходит в Греции, время действия – давние времена. Главные герои – две молодые пары, в которых любовь то взаимна, то безответна, герцог Афин, предводительница амазонок.
Вроде бы все точно так, как в ремарках. Но колонны – эфемерны, жесты – вычурно театральны, костюмы – из универсального театрального измерения. Шекспир создал мир, населенный эльфами, полный волшебства и превращений. Иван Поповски – приготовил зрителю сеанс театральной магии. Эта постановка говорит на языке условностей – когда образы и целые миры творятся минимальными сценическими средствами.
«Меня часто заносит, – признался режиссёр. – Я всегда люблю, чтобы были special effects (спецэффекты – прим. ред.). Но здесь хотелось наоборот. Хотелось как можно проще сделать всё, как можно ближе к артистам. Но при этом, чтобы было все-таки воздуха, ну и сна в летней ночи. Всё рождалось вместе. Это, по-моему, видно, что я пытался их иногда останавливать, иногда чуть-чуть направлять, иногда отбирать».
Режиссер уверяет: этот спектакль – творение коллективное. Готовых жестких решений до начала репетиций не было. Тот редкий случай для сегодняшнего театра, когда постановочный процесс был действительно мастерской, алхимической лабораторией. Этюдный метод – все придумывали всё.
«Все всё придумывали, все всё вместе делали, отсеивали, – рассказала актриса Ирина Горбачева. – То есть это всё – этюдный метод. Самым сложным было всё, потому что очень много работы, очень много разбора по тексту, очень много физических мизансцен».
Действием охвачено всё пространство – зрительный зал, проходы, балконы. Актёры работают как цирковые гимнасты.
«Все сами, действительно, но страшно, естественно, потому что ты до конца не застрахован и всё зависит от тебя, как ты захватишь тряпочку. Это не талант. Это как в детском саду – кувыркаешься и всё хорошо», – пояснил актёр Амбарцум Кабанян.
Вот он какой – магнит любви, когда влюбленные неразлучны. Нарочитая буквальность оборачивается иронией. Ведь «Сон в летнюю ночь» – комедия. В этом спектакле – в фоменковском духе – многое построено на интонации. Смешное рождается из паузы, из вдоха. А главный герой спектакля –«человек играющий».