Фестиваль "Новый европейский театр" открыла постановка из Бельгии
Театр начинается с вешалки, а «Новый европейский театр» – с «Земли». Фестиваль NET сосредоточился на новинках – спектакли большинства гостей смотра столица увидит впервые. Открыла форум постановка бельгийской компании Peeping Tom. Спектакль «Земля» – это разговор о мире внутри другого мира, о человеческих страхах, желаниях и надеждах. Хореограф Габриэла Карризо сделала ставку не на танцовщиков, а на драматических актёров.
Фестиваль NET представляет бельгийскую труппу Peeping Tom. Уже 15 лет их знает Европа. В Москве они впервые. Впрочем, все имена на фестивале в этом году новые.
«Мы обычно старались в программе соблюсти баланс между открытием новых имен и представлением уже открытых режиссеров, компаний. Но поскольку в этом году нам пришлось ужать программу, мы решили сосредоточиться на новых именах», – отметила художественный руководитель фестиваля Марина Давыдова.
Не прошло и полгода после премьеры, а спектакль уже в Москве. «Land» в переводе – «земля». В названии и в самой постановке – множество смыслов. Они сфокусированы на страхах. Персонажи на сцене странные, двойственные, малоприятные. Садовник-могильщик готовится к грандиозным похоронам. Безнадежно влюбленный охотник-мясник произносит монолог из «Тристана и Изольды», рубит деревья, убивает животных.
«На земле обитает много странных, непонятных людей. Мой персонаж не самый симпатичный, с шокирующим рассказом о разделке туши. Это очень пронзительно выглядит», – рассказал актер Пауль Вольфф-Плоттег.
Драматические актеры на сцене почти не говорят. Ведь режиссер спектакля Габриэла Карризо – хореограф. Peeping Tom известен как театр тела. Это гремучий микс пластики, вокала, драматических реприз. Страхи артисты испытали сами. Не так глобально, как герои, но ощутимо.
«Я актриса, я владею голосом. А здесь надо делать то, что я не умею, и если получается – из этого что-то вырастает», – призналась актриса Валери Чепланова.
Страхи разные – ужас от смерти ребенка, боязнь одиночества, смерти, неизвестности. Все они монтируются с сегодняшним днем. Словно считаны с ленты новостей.
«Жизнь на Земле – всегда трагедия. В центре всегда человеческое сознание, которое эту трагедию усугубляет. Герои спектакля сами не понимают, что с ними происходит, как и люди, живущие на Земле», – прокомментировала режиссер-постановщик Габриэла Карризо.
Балансируя на границе главных театральных трендов, NET расширяет границы сценического пространства. Никто не обещает, что будет легко принять увиденное. Но стоит хотя бы попытаться.