"Неизвестного" Паустовского представляет публике Государственный музей Пушкина
"Константин Паустовский. Без купюр". Главная задача выставки, которая открылась в Государственном музее Пушкина, показать публике "неизвестного" Паустовского - общественного деятеля, выступавшего против несправедливости своего времени. Репортаж Станислава Дорэ.
Эта выставка - заключительное событие в череде мероприятий, приуроченных к 125-летию Константина Паустовского. В центре внимания - документы из уникальной коллекции, которая недавно была приобретена правительством Москвы и передана в музей-центр писателя. Большая часть экспонатов - их около 330 - из собрания его приёмного сына. Один из самых интересных документов - письмо Паустовскому, написанное Иваном Буниным в 47-м году, в котором он хвалит коллегу и причисляет его произведение "Корчма на Брагинке" к наилучшим рассказам русской литературы.
"В этой открытке очень интересная приписка есть к этому восхищению. Он пишет, что "всё прекрасно в рассказе, кроме последних строк". Но парадокс в том, что строки не авторские - они были добавлены цензором, и именно этот кусок оказался фальшивым, и эту фальш писатель почувствовал", - рассказал руководитель Департамента культуры Александр Кибовский.
Печатная машинка писателя, его кепка, ботинки, орденская книжка, пропуск на похороны Горького - всё это можно увидеть в экспозиции, но главный акцент сделан на рукописи. Паустовский не боялся вступаться за коллег - подписывал письма в поддержку Бродского, Солженицына, Любимова.
Не боялся коллег и критиковать - на выставке представлен его очерк "Несколько грубых слов", в котором он, например, пишет: "Мне противно произносить слово "творчество", так как его слишком часто используют советские пошляки, носящие наименование "творческие работники"".
"Эти рассуждения, начиная с 30-х годов, встречаются в дневниках, письмах и потом уже - в оттепели, когда он работает над последней частью "Повести о жизни" - он целые главы посвящает осмыслению сталинского времени, но эти главы цензура не публикует, и они не были известны ни читателям, ни даже исследователям", - рассказала директор музея Паустовского Анжелика Дормидонтова.
Его "Повесть о жизни" была не только одной из главных книг у поколения шестидесятников, это произведение известно всему миру. Во многом благодаря ему, Паустовского дважды выдвигали на соискание Нобелевской премии. Сегодня у исследователей творчества писателя одна из главных задач - издание полной нецензурированной версии "Повести о жизни".