В театре "У Никитских ворот" - "Горе без ума"
Всегда актуальная классика. Художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский переосмысливает Грибоедова - вплоть до названия. О чем будет его новый спектакль "Горе без ума" - выясняла Алия Шарифуллина.
Ровно в 19.00 – время начала спектакля – зрителей встречают не на сцене. В фойе. Читают переписку Пушкина и Чаадаева. Размышления великих умов о Востоке и Западе, о путях развития страны и истинном патриотизме.
"Они спорят о том, о чем сейчас спорим мы: с кем мы? Мы европейская страна, или нет? С кем мы - мы Европа, признающая европейские ценности, или мы азиатчина? Пьеса дышит этой проблематикой", - отметил худрук театра Марк Розовский.
"Горе от ума", "Горе уму", "Горе ума" - Александр Грибоедов примерял разные названия к своей пьесе. Марк Розовский продолжил цепочку, назвав свой спектакль - "Горе без ума". Безумие - главная тема постановки и главное содержание нашего времени, подчеркивает режиссер.
И речь здесь идет вовсе не о психическом расстройстве. Хотя и вспоминаются слова Чацкого - "Безумным вы меня прославили всем хором!". В этом спектакле акцент именно на предлоге.
"Сейчас мы живем без всякого ума. Интеллект все менее востребован сегодня. Происходит деградация культуры, гражданского сознания", - объяснил Марк Розовский.
Несмотря на сценическую редакцию, авторский текст звучит без изменений. Все те же знакомые фразы: "Карету мне, карету", "А судьи кто?". Актуализировать и без того актуальное произведение - тоже безумие, говорит Розовский. Классический антигерой - обманщик Молчалин - сегодня стал настоящим героем нашего времени. А вокруг - "фамусовская Москва", для которой "Грех не беда, молва не хороша".
В конце спектакля всё окружение Фамусова превращается в фантомы. И всеобщее безумие становится метафизическим.