Открылась выставка с графическими работами Пабло Пикассо
Изобразительный жанр «Книга художника», «Livre d'artiste» - явление в определенном смысле спорное. Подразумевается, что это своего рода комментарии художников к текстам поэтов и писателей. Но случалось, что, увлекаясь, художники забывали об этой связи и создавали нечто своё, самостоятельное произведение. Пабло Пикассо в их числе. Его работы в жанре «книга художника» экспонируются с этой недели в музейно - выставочном комплексе «Новый Иерусалим».
Это самый полный ретроспективный показ Пабло Пикассо в жанре «Livre d'artiste». Здесь представлено порядка 150 работ из 13 изданий. Открывают экспозицию шесть офортов для «Шести фантастических сказок» французского писателя Мориса Тоска. Пикассо создал их в годы Второй мировой войны. На некоторых изображён профиль Доры Маар - художницы и фотографа, которая была музой Пикассо 9 лет.
«Литературный текст - это 6 сказок писателя. Это то, что навевает художнику прочтение, порой это вообще не имеет отношение к тексту - в этом ценность этих работ. Это самостоятельные графические работы Пабло Пикассо», - рассказал куратор выставки Борис Фридман.
Пикассо никогда специально не создавал иллюстрации. Он просто разрешал использовать свои работы. Нетрадиционную для него технику «акватинты» можно увидеть на страницах издания последней поэмы его друга, поэта Пьера Риверди «Плывун». Пикассо отобрал 10 акватинт из своей знаменитой серии «Художник и модель».
«Впервые в таком объёме, а это 65 литографий, демонстрируются иллюстрации к рукописной поэме Пьера Риверди "Песни мёртвых". Специалисты утверждают, что это единственная работа художника, созданная в такой стилистике»,- отметила Енина.
Уникальна тем, что здесь нет изображения, только своеобразные символы. А серия офортов Пикассо к пьесе Кроммелинка «Великолепный рогоносец» считается знаковой.
«Это потрясающе интересная серия офортов. Здесь масса юмора, масса всего, потому что сама пьеса очень интересна. Последние годы - это абсолютная свобода в рисунке», - добавил Борис Фридман
Самая ранняя из представленных работ – театральная. Это эскизы для «Треуголки» Дягилева.
«Результат его знакомства с Дягилевым, с которым познакомил его Игорь Стравинский - выдающийся русский композитор, в период его жизни с Ольгой Хохловой - русской танцовщицей, которая была его второй женой. Самым важным здесь является то, что мы делаем эту выставку не в Москве, не в Петербурге, а в региональном музее, подчёркивая важность такого движения в большой стране, где все люди, которые живут в разных её уголках, имеют право увидеть одинаково качественное искусство», - заявила директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Эти эскизы представят и в будущем году, уже в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Там планируется выставка «Пикассо и Ольга Хохлова», которая представит художника в период его жизни с русской балериной.