В Москве представили ретроспективу живописи и графики Ирины Верещагиной
В выставочном зале Московского Союза художников открылась ретроспектива живописи и графики Ирины Верещагиной. Педагог по профессии, она отказалась от сложившейся карьеры преподавателя ради занятий искусством. Экспозиция начала работу в первую годовщину со дня смерти художницы. На открытие были приглашены близкие, друзья, коллеги и ученики Ирины Верещагиной. О вернисаже ‒ Елена Ворошилова.
Ирина Верещагина любила и писала два города ‒ Париж и Москву. Эти две точки она соединила в одну систему координат. Наполнила светом и цветом ‒ жемчужно-фиолетовый Париж и сине-желтая Москва. Она находила свои места, гуляла с фотоаппаратом, искала состояние и ритмы.
«Ей нравилось найти какие-то новые закономерности, например, между силуэтом и пятном, между определенными ритмами. Ей это нравилось, она была азартна и играла в это. Она привнесла детско-юношеские ощущения в жизнь взрослого художника», ‒ рассказал член Союза художников России Александр Цыплаков.
Ирина Верещагина стала художником не благодаря, а вопреки. В тридцать шесть лет резко поменяла жизнь. Пришла в студию Владимира Киреева учить немецкому. Языку не научила, зато стала рисовать. Торопилась ‒ штудировала историю искусств, работала в разных техниках, словно наверстывала упущенное.
«Хорошо, что она не имела академического художественного образования. Она была самоучка, поэтому ей не мешали правила. Она не делала каких-то “правильных” вещей. У нее сразу получалось художественно», ‒ отметил член Московского Союза художников Владимир Киреев.
Ее одержимость рисованием изумляла. Она не замечала времени. Процесс поглощал ее целиком. «Занимаясь пастелью, она стерла капиллярный узор на пальцах и не смогла сдать отпечатки, когда выезжала за кордон», ‒ вспоминает ученица студии Ирины Верещагиной Эвелина Меленевская.
Греция с ее оливковыми рощами, мандариновыми деревьями и лазурным морем стала еще одним любимым местом Ирины Верещагиной. Сюда она приезжала каждое лето последние четыре года. Писала везде ‒ в кафе, по дороге в магазин, на пленэре у моря.
Десять лет Ирина Верещагина вела художественную студию для взрослых. Не диктовала ‒ влюбляла. Исправляла незаметно, мимоходом.
«Всегда, когда рисуешь какой-то натюрморт, ты видишь в нем что-то не то, надо исправить. Она подходит, делает два мазка ногтем, и натюрморт оживает», ‒ поделилась ученица студии Ирины Верещагиной Елизавета Бритова.
На открытии выставки об Ирине Верещагиной не говорили «была», говорили спасибо, что научила видеть и любить прекрасное.