Персональную выставку Бориса Непомнящего приурочили к юбилею мастера
В Выставочном зале Союза художников России открылась персональная выставка Бориса Непомнящего. Имя этого художника, уроженца Великого Новгорода, широко известно за рубежом – графика Непомнящего экспонировалась в Норвегии, Финляндии, Германии, Италии и Великобритании. Эту московскую выставку приурочили к юбилею мастера.
Свое 70-летие художник отметил в прошлом году. Две персональные выставки в родном Великом Новгороде уже состоялись, ядром московской стали те же знаменитые иллюстрации Бориса Непомнящего к произведениям Фёдора Достоевского. Их он начал создавать в конце семидесятых. Когда художнику исполнилось 33 года, он впервые обратился к «Братьям Карамазовым» - днём читал этот роман, ночью - «Архипелаг Гулаг» Солженицына.
Если я тогда воспринимал Солженицына как эссеиста в большинстве своем, то Достоевский вдруг для меня стал неожиданно откровением. Как-будто сверху что-то пришло. Я тогда понял, что это великий писатель», - рассказывает художник Борис Непомнящий.
В отличие от большинства художников того времени, вынужденных писать в жанре соцреализма, чтобы заработать на жизнь, Непомнящий совмещал приятное с полезным. Вместо поездок по советским заводам и полям, он погружался в миры, созданные Достоевским и Гоголем. За более чем тридцать лет проиллюстрировал крупнейшие их произведения и, кажется, подобрался к разгадке феномена русской души.
«Был такой анекдот. У России есть два пути. Один реалистический, другой фантастический. Реалистический, если приедут оттуда и спасут, фантастический, если мы сами. Мы выбираем фантастику», - говорит Борис Непомнящий.
Борис Непомнящий к текстам любимого Достоевского регулярно возвращается. Спустя несколько десятилетий они не кажутся ему исчерпанными, наоборот, художник видит всё больше смыслов, подтекстов, загадок. А герои, созданные Фёдором Михайловичем, поражают своей парадоксальностью и реальностью. Все это Непомнящий и стремится воплотить в своих работах.