В Музее Ботникова развернута уникальная выставка французских шпалер
3d из XIX века. В Костроме, в Музее Ботникова, открылась уникальная выставка французских шпалер – гобеленов из тончайших шелковых нитей. В начале XIX века их производили по эскизам популярных в то время живописцев. Особая технология переплетения нитей позволяла ткачам добиваться эффекта трёхмерного изображения.
На первый взгляд - это обычные гравюры с незамысловатыми «декамероновскими» сюжетами. И лишь под лупой, которая увеличивает изображение в 15 раз, можно разглядеть переплетения тонких нитей. Такие картины, сотканные из китайского шёлка на станках, называют шпалерами. Их ценят за неповторимую игру светотеней.
«Изюминка их изготовления состояла в том, что на саму основу наносилось люминофорное вещество, секрет которого был утрачен со временем. Это вещество способствовало тому, что ткацкий станок не мог разорвать нить», - рассказывает сотрудник Костромского дома-музея Геннадия Ботникова Мария Голубкова.
Добиться эффекта трёхмерного изображения, когда фигуры людей словно выступают на передний план, удалось ткачам мануфактуры братьев Нере. Они открыли ее в предместье Лиона в 20-х годах XIX века. Фабрика поначалу выпускала шёлковые ленты для дамских нарядов. Затем перешла на предметы интерьера. На них стали появляться вытканные тончайшим шёлком женские и детские портреты, сценки из городской жизни по эскизам французских художников. Чтобы создать квадратный сантиметр картины, станок совершал не менее 3 тысяч операций. Поэтому на изготовление гобеленов уходили недели и даже месяцы. Мельчайшие оттенки цвета точно передают эмоции, настроение. Как, например, неподдельную радость в глазах дедушки и бабушки при виде внука.
«Масса подделок выходила в свет, но они все не передают этого эффекта, да и не имеют его. Это величайшая ценность», - утверждает сотрудник костромского Дома-музея Геннадия Ботникова Мария Голубкова.
На выставке в Костромском музее - только подлинники - 22 работы из частной коллекции.