Коллекция Пушкинского музея пополнилась новыми шедеврами
Было бы ошибкой полагать, что собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина изначально состояло только из слепков античных памятников. Наряду с копиями в его коллекцию сразу же стали поступать оригинальные вещи огромной ценности. Так, знаменитый востоковед Владимир Голенищев передал музею собрание древнеегипетских артефактов. Подлинные итальянские скульптуры XVI века пожертвовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Одно из главных приобретений Пушкинского музея – признанный шедевр мастера эпохи позднего маньеризма Джованни Бальоне «Явление ангела святому Иосифу». Эту работу посетители Пушкинского могут увидеть сейчас на выставке, посвященной Караваджо. Бальоне относился к кругу художников, которые были враждебно настроены к Караваджо, но это не помешало ему хорошо изучить манеру и приёмы художника, копировать их. Приобретение этого полотна - настоящая удача, ведь работ Бальоне такого качества сегодня трудно найти.
«Это была уникальная возможность, - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. - Такого Бальоне, такого размера… Особенно для нашей будущей экспозиции! Итальянцы вообще любят большие размеры. Цена и провенанс (происхождение – прим. ред.) картины - всё играет большую роль: и цена, и место, откуда берётся картина, и выставки, на которых она показывались. И очевидно, что работа сразу вписалась в музейный контекст».
Значительно пополнилась коллекция отдела гравюры и рисунка. В дар музею было принесено около шестисот ценных и очень разных гравюр. Временной охват - от XV до ХХ века. Первоклассные авторы, среди которых Эжен Делакруа, Оноре Домье, Жак Калло.
«Это "Искушение святого Антония" Жака Калло. Работа считается последней в его творчестве, и это итог творческой деятельности Кало. Она посвящена житию святого Антония, уединившегося в пустыне и в какой-то момент подвергшегося искушениям бесами», - комментирует старший научный сотрудник - хранитель коллекции французской гравюры XVI-XX веков ГМИИ им. Пушкина Наталия Веденеева.
Двадцать произведений с выставки «Бумажная архитектура. Конец истории» после её окончания были принесены в дар музею и отправились в отдел личных коллекций. В экспозиции отдела можно увидеть и поздние работы знаменитого русского художника-нонконформиста из лианозовского круга Лидии Мастерковой. Коллекция Пушкинского пополнилась очень необычными работами автора - оммажи поэтам Серебряного века.
«Неожиданно видеть, особенно тем, кто знаком с ранним творчеством Мастерковой, ярким и эмоциональным, вдруг увидеть скромные, очень сконцентрированные, очень лаконичные работы, направленные не на индивидуальную эмоцию, а это попытка ощутить космический гул поэзии Серебряного века», - говорит старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. Пушкина Анна Чудецкая.
Очень необычное и очень ценное приобретение Пушкинского музея - погребальные урны, принадлежащие индейцам майя. Они были обнаружены на территории горной Гватемалы, датируются VII - IX веком до нашей эры. Характерный декор - ягуар, вылезающий из пасти орнитоморфного существа. Они провожают усопшего в мир иной. Урна имеет форму материнской утробы, труп в ней принимал форму эмбриона. Хранились они в огромных гробницах, крыша которых часто обрушивалась, поэтому крышки от урн не сохранились, но экспонат от этого не теряет своей ценности.
«Это удачное, просто грандиозное приобретение, потому что в российских музеях нет таких экспонатов. В России, к сожалению, отсутствует рынок, связанный с культурой майя и вообще плохо с восточными древностям. Случайно они попали к нам. В Европе рынок обширный, но больше всего экспонатов в Южной Америке», - отмечает Ольга Васильева, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ им Пушкина.
Уникальные майянские урны после небольшой реставрации отправятся в постоянную экспозицию, и посетители Пушкинского музея смогут узнать чуть больше о загадочной цивилизации майя.