"Актуальное кино" с Сергеем Мирошниченко
С 25 января в 23:50 в рамках проекта «Актуальное кино» на телеканале «Россия К» – документальные фильмы «Темное небо. Белые облака», «Перекресток», «Катя» (16+) и «Слово на ладони». Вступительное слово и послесловие – Сергей Мирошниченко.
В рамках проекта «Актуальное кино» кинорежиссер-документалист, сценарист и педагог Сергей Мирошниченко комментирует современные российские документальные фильмы, а также представляет свой авторский взгляд на затронутые в них проблемы. Это четыре фильма, каждый из которых посвящен социальным проблемам современности, и использует новые формы повествования и художественного высказывания.
«Темное небо. Белые облака» (25 января, 23:50) – очень тонкий, нежный и сложный фильм новосибирского режиссера Павла Головкина, – рассказывает Сергей Мирошниченко. – Это имя было ново для меня, несмотря на то, что режиссер уже снял несколько картин, а фильм, о котором мы говорим, был показан в эфире самого крупного европейского телеканала о культуре Arte (Франция). Его работа – о сказке и о том, как сказка уходит из нашего времени. Режиссеру удалось очень тонко и точно зафиксировать и показать весь трагизм этой ситуации. Зрителям обязательно нужно дождаться появления на экране мирового сказочника Юрия Норштейна». Книги Астрид Линдгрен научили многих людей быть счастливыми и преображать мир вокруг себя. В далекой от Швеции Сибири 40 лет назад по схожим принципам была создана детская киностудия «Поиск», где дети самостоятельно делают удивительные мультфильмы, получающие награды на всех кинофестивалях. Но окружающий их мир живет по другим законам: знаменитая студия располагается в старом бараке, а ее создатель Петр Анофриков десятилетиями бьется с бюрократией, чтобы построить для нее новое здание. Его поддерживает один из самых знаменитых мультипликаторов мира Юрий Норштейн. Удастся ли взрослым сохранить для детей их территорию непосредственности, радости и свободного творчества? Как в книжках знаменитой шведской сказочницы.
Документальный фильм «Перекресток» (26 января, 23:50) режиссера Анастасии Мирошниченко успел собрать не одну престижную награду. В частности, фильм получил специальный приз жюри и приз зрительских симпатий на XXX Международном кинофестивале в Варшаве; специальный приз жюри на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный Ангел»; награды в номинациях «Лучший фильм о человеке-созидателе» и «Лучший дебют» на XXV Открытом фестивале документального кино «Россия» (Екатеринбург). Валерий Ляшкевич – бездомный художник, который живет на вокзале и на протяжении двадцати лет пишет картины на улицах города Гомеля в Беларуси. Для местных жителей он не более чем достопримечательность, но создатели фильма увидели в этом эксцентричном художнике философа, которому есть что сказать другим людям о смысле жизни. Так как он рисует не просто жизнь, а свой особый взгляд на нее, свою философию, свое представление о добре и зле. Две персональных выставки его работ, одна из них в Национальном художественном музее в Минске, имели огромный успех и получили высокую оценку искусствоведов. «Это очень серьезная работа белорусского режиссера Анастасии Мирошниченко. И мне, конечно, очень приятно, что мои однофамильцы снимают очень талантливое кино. Работа, о которой мы говорим, это социальное кино о тех, кто потерял все и себя в том числе. На эту тему много снимали на всем постсоветском пространстве, но данный фильм разительно отличается от них. Прежде всего, тем, что главный герой сумел сохранить человеческий облик. Каждый раз, когда смотришь о таких людях, хочется не просто жить, а очень хочется им помочь. Все же основная задача документального кино – влиять на людей так, чтобы они менялись в лучшую сторону, чтобы меняли все вокруг себя».
Режиссер Анна Шишова – лауреат российских и международных кинофестивалей, автор фильмов «Тихий океан», «Двигайся», «Катя» (27 января, 23:50, 16+). Режиссер несколько месяцев с камерой в руках следовала за своей героиней. Странствуя по Индии с рюкзаком за плечами, Катя, главная героиня фильма, пытается найти свой ответ на мучительные и вечные вопросы бытия – что такое жизнь, любовь, смерть? Ее главная трагедия в том, что она не может закрепиться на одном месте. Девушка все время в движении, ей нужна постоянная смена декораций. Фильм был отмечен наградами на Международном кинофестивале «Queens World» в Нью-Йорке; на Канадском международном кинофестивале «Royal Reel Award»; стал обладателем приза за лучшую режиссуру на Открытом фестивале документального кино «Россия» (Екатеринбург). «Режиссера Анну Шишову я знаю очень хорошо. Это моя студентка, – говорит Сергей Мирошниченко. – Она уже сняла несколько хороших фильмов, но картина "Катя", на мой взгляд, самая тяжелая и жесткая из всех. Работа построена в жанре travel story, и главная героиня все время находится в движении. Вообще, это сложная конструкция, когда мы движемся, но при этом стоим на месте, совершая движение внутреннее. Режиссер говорит о целом поколении, которое пытается убежать от себя в поисках любви и добра. Бегут на Восток – Индия, Тибет, Таиланд. Бегут, чтобы найти место, где душа будет покойна. Я рад, что канал "Культура" показывает эту картину. Важно, чтобы молодые люди не убегали, а строили и созидали у нас. Были не бродягами, а хозяевами своей страны, сильными и талантливыми».
Документальный фильм «Слово на ладони» (28 января, 23:50) принадлежит авторству режиссера Юрия Малюгина, члену Союза кинематографистов России и Гильдии кинорежиссеров, члену Российской академии кинематографических искусств «Ника». Это истории о слепоглухих людях, которые получают информацию из человеческих рук и лицевых черт, из каждого живого прикосновения. Эти люди не видят и не слышат, но они умеют использовать то, что часто не замечают в огромном море информации зрячеслышащие. «Мне приятно представлять режиссера Юрия Малюгина. Когда-то он начинал у меня ассистентом, и мне всегда приятно, когда меня "обыгрывают" ученики или те, с кем мы вместе когда-то начинали. Это оставляет мне надежду, – комментирует Сергей Мирошниченко. – Юрий взялся за тему, которую, на мой взгляд, вообще невозможно нормально снять. Его фильм о слепоглухонемых людях. Что такое быть слепоглухонемым с рождения? Что чувствует человек, оказавшись в пространстве, где ничего не слышно и не видно? Я был удивлен, как тактично режиссер вошел в этот мир. В прошлом году мы сделали фильм "Дух в движении" про спортсменов-паралимпийцев, и один человек сказал мне: "Нет, я смотреть не буду! Надоели все эти инвалиды! Не хочу на них смотреть! Я хочу смотреть на хорошее". Я считаю, что общество нездорово, если оно хочет смотреть только на здоровое, сытое и благополучное. Я бы хотел, чтобы после просмотра этого фильма, после того как мы обратились к судьбе этих людей, мы их не бросали в темноте, где нет ничего кроме одиночества…»
Пресс-служба телеканала "Россия К"