31 августа 2018, 08:43 31 августа 2018, 09:43 31 августа 2018, 10:43 31 августа 2018, 11:43 31 августа 2018, 12:43 31 августа 2018, 13:43 31 августа 2018, 14:43 31 августа 2018, 15:43 31 августа 2018, 16:43 31 августа 2018, 17:43 31 августа 2018, 18:43

В Царское Село вернулся плафон XVIII века

  • Картинка
  • В Царское Село вернулся плафон XVIII века
  • Картинка
    В Царское Село вернулся плафон XVIII века
  • В Царское Село вернулся плафон XVIII века
У церкви Воскресения Христова в Царском селе нет традиционного свода. Вместо него ‒ плоский плафон, расписанный по просьбе Франческо Растрелли художником Джузеппе Валериани таким образом, чтобы казалось, что купол уходит вверх.

В церковь Воскресения Христова в Царском Селе вернулся исторический плафон XVIII века. Полотно было практически уничтожено – его в прямом смысле собирали по кусочкам. О секретах реставрации ‒ Алексей Комаров.

Это, пожалуй, самый дорогой рулон в мире. Вернее, даже не дорогой, а бесценный. Шесть квадратных метров холста ‒ часть уникального плафона церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце. Сюда, под купол на высоту девяти, метров его поднимали на специальной лебедке.

У церкви Воскресения Христова в Царском селе нет традиционного свода. Вместо него ‒ плоский плафон, расписанный по просьбе Франческо Растрелли художником Джузеппе Валериани таким образом, чтобы казалось, что купол уходит вверх. Плафон пережил несколько пожаров: два ‒ в XVIII и один ‒ в XX веке, во время Великой Отечественной войны, именно тогда огонь фактически и уничтожил полотно.

«Если бы мы показали в том состоянии, в котором это дошло до наших дней, то мало бы кто что-нибудь понял. Это была бы такая груда из 37 непонятных фрагментов разной степени темноты, рисунок не читался. Это была и регенерация лака, были значительные загрязнения, деформация самих холстов», ‒ пояснила главный архитектор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Мария Рядова.

Эту часть холста Андрей Чувин и его коллеги-реставраторы сложили как пазл из тринадцати фрагментов. Они и не подозревали, что когда приступят к работе, то сделают, пожалуй, одно из главных открытий в своей жизни ‒ найдут утерянную часть плафона. Правда, радость была недолгой. Одно дело ‒ разложить фрагменты на столе, другое ‒ собрать их в одно целое. А чтобы это сделать, реставраторам на некоторое время пришлось стать хирургами. Коллеги по цеху называют работу реставраторов даже не высшим пилотажем, а беспрецедентной операцией, которую в России еще никто не проводил. Да, и сами работы в церкви Воскресения Христова уникальны для нашей страны. Ведь выбрана не реставрация, а консервация. Когда максимально сохраняется все подлинное, чтобы можно было увидеть, где новодел, а где «дух эпохи».

«Мы хотели подлинный интерьер Растрелли со Стасовым максимально сохранить в той подлинной красоте, которая дошла до нашего времени», ‒ подчеркнула ведущий инженер капитального ремонта реставрации музея-заповедника «Царское Село» Ирина Лапис.

Когда установят все части плафона, закончат реставрацию церкви и разберут леса. Снизу, с расстояния девяти метров, утраченные фрагменты и тонировка будут не видны. И вот тогда и возникнет тот самый оптический эффект, который и задумывал Растрелли. Несмотря на все сложности, реставраторы укладываются в намеченные сроки. Увидеть обновленную церковь Воскресения Христова можно будет уже в марте следующего года.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация