3 сентября 2013, 10:55 3 сентября 2013, 11:55 3 сентября 2013, 12:55 3 сентября 2013, 13:55 3 сентября 2013, 14:55 3 сентября 2013, 15:55 3 сентября 2013, 16:55 3 сентября 2013, 17:55 3 сентября 2013, 18:55 3 сентября 2013, 19:55 3 сентября 2013, 20:55
  • Ася Горина

Кожа китов темнеет под воздействием солнечных лучей

Не только человеческий организм выделяет меланин для защиты от солнечного ультрафиолета. Как выяснилось, кожа китов тоже темнеет на солнце. Биологи изучили этот феномен во всех подробностях и рассмотрели его действие у трёх видов морских животных в отдельности.

Так же как и у людей, кожа китов темнеет под воздействием солнечных лучей. Это защитный механизм: организм животных выделяет пигмент меланин для защиты от ультрафиолетового излучения.

Команда исследователей из университета Ньюкасла во главе с молекулярным дерматологом Марком Бёрч-Мачином (Mark Birch-Machin) изучила загар китов, ежегодно мигрирующих между Калифорнийским заливом и водами Северного Ледовитого океана.

Учёные заметили, что кожа морских животных темнеет по мере того, как усиливается ультрафиолетовое излучение в периоде с февраля по март.

Также Бёрч-Мачин и его коллеги обнаружили, что разрушение митохондриальной ДНК в клетках кожи заметно сокращалось, когда она темнела. Таким образом исследователи поняли, что механизм защиты организма китов от губительного воздействия ультрафиолета очень похож на человеческий.

У синих китов загар заметнее всего.

В своей работе учёные использовали образцы кожи, взятые у финвала, кашалота и синего кита. Заметнее всего загар наблюдался у последнего. Именно синие киты во время миграции то темнели, то светлели в зависимости от количества солнечных дней.

Ни у финвалов, ни у кашалотов такого заметного загара не проявлялось. В отличие от постоянно мигрирующих синих китов, финвалы живут в Калифорнийском заливе на протяжении всего года, из-за чего постоянно подвергаются воздействию солнечных лучей. Благодаря этому, у китов этого вида оказалась самая тёмная кожа с высоким уровнем меланина в клетках.

Что касается кашалотов, то они проводят довольно много времени на поверхности воды под солнцем. В качестве защиты, помимо меланина, их организм выделяет так называемый белок теплового шока, который восстанавливает белки, повреждённые ультрафиолетовым излучением.

Данное исследование уникально тем, что это первый случай, когда механизм защиты кожи животных от солнечного света изучили на молекулярном уровне. Об этом учёные пишут в пресс-релизе университета.

Бёрч-Мачин планирует теперь выяснить, образуются ли у китов меланомы из-за солнечных ожогов. Кстати, для форели это было доказано ещё в 2010 году.

О результатах работы британских дерматологов можно почитать подробнее в их статье, опубликованной в журнале Nature Scientific Reports.