14 мая 2014, 16:20 14 мая 2014, 17:20 14 мая 2014, 18:20 14 мая 2014, 19:20 14 мая 2014, 20:20 14 мая 2014, 21:20 14 мая 2014, 22:20 14 мая 2014, 23:20 15 мая 2014, 00:20 15 мая 2014, 01:20 15 мая 2014, 02:20
  • Ася Горина

Хулиганы "крадут" здоровье у своих жертв

Школьные издевательства являются довольно распространённым явлением, но мало кто знает, что они сказываются на физическом здоровье
    Быть хулиганом может быть полезным для здоровья
    Быть хулиганом может быть полезным для здоровья
    (фото Wikimedia Commons).
Исследователи из университета Дьюка доказали, что даже во взрослой жизни у человека проявляются следы детских травм, вызванных издевательствами ровесников. Жертвы страдают от хронических воспалений, в то время как хулиганы пожинают пользу для своего здоровья за их счёт.

Согласно результатам нового исследования учёных из университета Дьюка, люди, над которыми в детстве издевались ровесники, страдают от хронических системных воспалений, в то время как хулиганы самоутверждаются за их счёт, повышая не только свою самооценку, но и улучшая здоровье по многим показателям.

"Наше исследование сосредотачивается на последствиях детских издевательств и изучении биологических маркеров воспаления. Мы пытались найти взаимосвязь между социальными взаимодействиями и физическим состоянием здоровья", — поясняет ведущий автор исследования Уильям Коупленд (William Copeland) из Медицинского центра при университета Дьюка.

Исследователи ранее доказывали, что издевательства в детстве оставляют психологический след на всю жизнь, но теперь внимание заострилось на том факте, что такие люди чаще остальных жалуются на хронические боли и повышенную чувствительность к боли, а также систематические воспаления.

Коупленд и его коллеги взяли за основу своего исследования результаты эксперимента, проведённого в городе Great Smoky Mountains. Тогда учёные собирали данные о 1420 индивидуумах в течение 20 лет. Каждый участник эксперимента был выбран случайно, поэтому вероятность обнаружения хулиганов и жертв была равноценной.

Испытуемых опрашивали в детстве, отрочестве и юношеском возраста. Им задавали вопросы как об их опыте детских издевательств, так и о других жизненных аспектах. Исследователи также собрали небольшие образцы крови, чтобы посмотреть на биологические факторы развития. Используя анализы крови, учёные измерили содержание С-реактивного белка (СРБ), маркера неспецифического воспаления и фактора риска некоторых проблем со здоровьем, включая метаболический синдром и сердечно-сосудистые заболевания.

"Уровни СРБ варьируются в зависимости от различных стрессовых факторов, в том числе и от плохого питания, недостатка сна и некоторых инфекций. Мы обнаружили, что количество этого белка также связано и с психосоциальными факторами", — рассказывает Коупленд.

Учёным удалось проследить за состоянием детей до, во время и после издевательств со стороны ровесников, и потому выявить взаимосвязь с траекторией изменений уровня СРБ удалось с довольно высокой точностью.

Всех участников исследования условно разделили на три группы: жертвы издевательств, хулиганы и жертвы в одном лице и чистые хулиганы. Несмотря на то, что уровни СРБ выросли у всех групп, когда они вошли во взрослую жизнь, жертвы детских издевательств имели гораздо более высокие уровни СРБ, будучи взрослыми, чем предствители двух других групп.

Молодые люди, которые были и хулиганами, и жертвами одновременно, имели практические такие же уровни СРБ, что и те, кто вообще не имел отношения к издевательствам. Интересно, что у хулиганов был самый низкий уровень белка, ниже даже чем у тех, кто не издевался ни над кем и сам не был бит или унижен другим образом.

В своей статье, опуликованной в журнале PNAS, исследователи делают вывод: хулиганы, сами того не ведая, посредством издевательств над слабыми детьми не только повышают свой социальный статус, но и защищают себя от роста уровня маркера воспалений. Разумеется, это не означает, что детей надо воспитывать как мучителей и тиранов, но родительское воспитание и социальная среда должны играть не последнюю роль в здоровье детей в будущем.