5 сентября 2014, 12:35 5 сентября 2014, 13:35 5 сентября 2014, 14:35 5 сентября 2014, 15:35 5 сентября 2014, 16:35 5 сентября 2014, 17:35 5 сентября 2014, 18:35 5 сентября 2014, 19:35 5 сентября 2014, 20:35 5 сентября 2014, 21:35 5 сентября 2014, 22:35
  • Маргарита Паймакова

В Аргентине найден сверхмассивный динозавр-дредноут

На территории Аргентины палеонтологи откопали, кажется, самого гигантского из некогда живших динозавров. Его окрестили Dreadnoughtus schrani, в честь гигантских кораблей-дредноутов начала XX века.

В мае 2014 года палеонтологи сообщили об обнаружении на территории Аргентины останков сверхмассивного динозавра. Возможно, он был одним из крупнейших существ, когда-либо живших на Земле. Хорошо сохранившиеся кости невероятных размеров были раскопаны в южной Аргентине между 2005 и 2009 годом. Животное относится к роду титанозавров — длинношеих растительноядных динозавров-зауроподов.

Существо окрестили Dreadnoughtus schrani. Название рода, Dreadnoughtus, восходит к староанглийскому слову "бесстрашный", и оно было дано гиганту в честь дредноутов — огромных кораблей начала XX века. Исследователи предположили, что взрослое существо вырастало до настолько больших размеров, что, скорее всего, было непроницаемо для атаки хищников.

Кеннет Лаковара и девятиметровый хвост Dreadnoughtus schrani
(фото Robert Clark, Excel Magazine,Drexel University).

Видовое название schrani дано в честь американского предпринимателя Адама Шрэна (Adam Schran) за его поддержку проекта палеонтологических исследований.

Исследование было возглавлено Кеннетом Лаковарой (Kenneth Lacovara), специалистом по палеонтологии позвоночных из университета Дрекселя в Филадельфии (штат Пенсильвания, США). Кости двух особей были обнаружены в отложениях в полупустыне в Патагонии и датируются периодом от 66 до 84 миллионов лет назад.

"Было восстановлено около 45% костей тела, череп не сохранился, – рассказывает Лаковара. – Если использовать зеркальные изображения костей, присутствующих на одной стороне существа, то можно провести реконструкцию 70% костей этого вида, включая шейные кости, а также кости туловища и хвоста".

Девятиметровый хвост ящера-корабля
(фото K. Lacovara).

Исследовав кости и использовав пропорции близких родственников вида, Лаковара и его коллеги пришли к выводу, что длина Dreadnoughtus составляла около 26 метров от морды до хвоста.

Измерив окружности плечевой и бедренной костей, признанных стандартом для оценки массы тела четвероногих, команда пришла к выводу, что наибольший из останков весил около 59,3 тонны на момент своей смерти. То есть, по сути, существо было вдвое больше тираннозавра и тяжёлым, как стадо слонов. Это ставит его в один ряд с другими известными гигантами, например, аргентинозавром (Argentinosaurus). Динозавр-дредноут был в четыре раза тяжелее, чем хорошо известный диплодок.

Локация раскопок в Патагонии
(фото K. Lacovara).

Отличительной чертой аргентинского гиганта была длинная шея, а также оснащённый шипами мускулистый хвост и сильные задние ноги с тремя мощными когтями. Правда, так как животное было травоядным, а калорий для поддержания такого организма требуется великое множество, скорее всего, оно проводило весь свой день, стоя на месте и пожирая листья деревьев и папоротников. Предположительно, обитали эти существа на территории современной Латинской Америки.

Хотя некоторые другие титанозавры, по оценкам, весили около сотни тонн, эти цифры основаны на менее точных методах экстраполяции ископаемых (часто гораздо более фрагментированных), отмечают палеонтологи.

Динозавр-дредноут в сравнении с человеком
(иллюстрация Emily M. Eng, NG Staff Source: Matthew C. Lamanna, Carnegie Museum of Natural History).

Поэтому, скорее всего, Dreadnoughtus является крупнейшим известным науке сухопутным созданием, масса тела которого может быть точно рассчитана. Кроме того, анализ окаменелостей показал, что, возможно, на момент смерти существо ещё не достигло полной зрелости.

По словам учёных, главная ценность ныне изученных ископаемых останков — не в их титаническом размере, а в их относительной полноте. Хорошо сохранившиеся кости помогут палеонтологам узнать больше о близких родственниках этого вида. Два относительно полных образца Dreadnoughtus позволят лучше оценить динамику роста, если учёным удастся однажды найти окаменелости взрослого динозавра этого вида.

Научная статья о ящере-дредноуте была опубликована в издании Scientific Reports.