Выберите регион

Смотрим на

Влиять на принятие решений можно, отслеживая взгляд человека

  • Исследования, проведённые в университетском колледже Лондона, показали: нравственными решениями можно управлять, отслеживая направление взгляда
    Исследования, проведённые в университетском колледже Лондона, показали: нравственными решениями можно управлять, отслеживая направление взгляда
    (фото Daniel Richardson).
  • Графическая схема принятия решений во время отслеживания взгляда
    Графическая схема принятия решений во время отслеживания взгляда
    (иллюстрация Daniel Richardson).
  • Исследования, проведённые в университетском колледже Лондона, показали: нравственными решениями можно управлять, отслеживая направление взгляда
  • Графическая схема принятия решений во время отслеживания взгляда
Международная группа учёных обнаружила новый способ воздействия на принятия решений, по крайней мере, тех, что касаются нравственности. Исследователи наблюдали за взглядом добровольцев и "вовремя" останавливали процесс принятия им какого-либо решения.

Новое исследование, проведённое экспериментальными психологами из Лундского университета (Швеция), университетского колледжа Лондона (Великобритания) и университета Калифорнии в Мерседе (США), показало: можно оказывать влияние на принятие нравственных решений, отслеживая движения глаз человека во время того, как он делает свой выбор.

Что же такое нравственные решения? В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ними, например, решая, дать ли денег бездомному.

"Люди часто полагают, что их нравственная позиция – это стабильный выбор, существующий в их сердцах и умах, – говорит Майкл Спайви (Michael Spivey) из университета Калифорнии в Мерседе. – Но мы предположили, что многие наши нравственные решения могут возникать спонтанно, "на лету", как результат взаимодействия с окружающей средой".

Основываясь на таком предположении, исследователи использовали удалённые трекеры для наблюдения за взглядами участников эксперимента. Добровольцы в этот момент задумывались над сложными нравственными вопросами, например, может ли быть убийство иногда оправданным и нужно ли платить налоги. Участникам было показано два альтернативных ответа на каждый вопрос, и им необходимо было выбрать правильный с их моральной точки зрения вариант. При этом время, которое на экране демонстрировался тот или иной ответ незаметно для участников варьировалось.

В ходе части испытаний как только трекеры фиксировали, что доброволец как минимум 750 миллисекунд смотрел на один вариант и 250 миллисекунд на другой, учёные требовали огласить ответ (причём вариант, который находился на экране дольше, был выбран исследователями спонтанно: они не основывались на логике или морали).

Почти в 60% случаев добровольцы выбирали тот вариант, на который смотрели дольше: по сути, им хватало времени, чтобы должным образом оценить лишь один из вариантов ответа (его они и начинали считать верным).



Графическая схема принятия решений во время отслеживания взгляда
(иллюстрация Daniel Richardson).

Когда манипуляции со временем просмотра ответов отсутствовали, в 50% случаев добровольцы выбирали тот вариант, который был показан первым. То есть никакого перекоса в выборе (или влияния) не наблюдалось.

Участники, находившиеся под влиянием или принявшие решение условно свободно (то есть без ограничения по времени), предоставляли различную аргументацию своих решений. Однако эксперимент показал, что процесс принятия нравственного решения переплетается с процессом оценки окружающей действительности (то есть, по сути, не является чем-то стабильным и постоянным).

"В ходе этого исследования мы увидели, что точные сроки наших решений могут оказывать мощное влияние на выбор, который мы в конечном счёте делаем, – комментирует один из авторов исследования Филип Пярнаметс (Philip Pärnamets) из Лундского университета. – Процесс выработки нравственного решения не только отражается во взгляде человека – он может быть определён взглядом".

В ходе данной работы впервые были продемонстрированы причинно-следственные связи между направлением взгляда и моральным выбором. В её основе лежат результаты предыдущего исследования, показавшего, что направление взгляда влияет на простой выбор, например, между вариантами продуктов питания.

"Учёным уже известно, что, пока мы выбираем между двумя позициями в меню, наш взгляд уже свидетельствует о том, чему мы отдадим предпочтение, – говорит Даниэл Ричардсон (Daniel Richardson) из Университетского колледжа Лондона. – Мы же показали: наблюдая за направлением взгляда, можно даже управлять процессом принятия решений".

"Сегодня в мобильные телефоны можно встроить самые разнообразные виды датчиков, и они в состоянии отслеживать движения глаз, – продолжает Петтер Йоханссон (Petter Johansson) из Лундского университета. – Можно сказать, что у таких устройств есть потенциал, чтобы помочь нам принимать какие бы то ни было решения наилучшим образом".

Научная статья была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Читайте также

Видео по теме