Специалисты признали редактирование генома эмбрионов человека недопустимым
Международный саммит по редактированию человеческих генов, проходивший в Вашингтоне, США, и длившийся три дня, вынес решение, что технология не должна быть использована для изменения человеческих эмбрионов, яйцеклеток или сперматозоидов, предназначенных для дальнейшей имплантации или зачатия будущих детей.
В ходе саммита также было высказано предупреждение об осторожности развития медицинского применения редактирования генов, которые не могут быть переданы будущим поколениям, например, коррекции мутаций, вызывающих серповидноклеточную анемию, или модификации иммунных клеток в противораковые.
Комитет саммита состоял из 12 человек, сама встреча проходила в Национальной американской академии наук, инженерии и медицины при участии представителей академий США, Британского королевского сообщества и Китайской академии наук. Учёные сошлись во мнении, что, прежде чем исследователи начнут массово редактировать гены зародышей (например, удалять гены внутриутробно в попытке нейтрализовать наследственное заболевание и предотвратить его передачу дальнейшему потомству), необходимо урегулировать множество технических и этических вопросов.
Начинать клиническое использование редактирования зародышевой линии было бы безответственным, если до этого не были урегулированы соответствующие вопросы безопасности и эффективности, а также не было составлено соглашение об ответственности и целесообразности подобных мер, отметили представители оргкомитета саммита.
Однако специалисты всё же не запрещают редактирование генов половых клеток и человеческих эмбрионов, предназначенных для фундаментальных исследований, так как не считают, что сама идея должна быть похоронена навсегда.
Впрочем, некоторые специалисты по этике и учёные выразили опасение, что даже изменение эмбрионов, не предназначенных для имплантации, проложит путь к редактированию зародышевой линии. Некоторые также обеспокоены тем, что общественная позиция по вопросу исследований на эмбрионах может вызвать негативную реакцию, направленную в том числе на использование генетического редактирования для борьбы против ВИЧ, бета-талассемии и других недугов. При этом полный запрет использования эмбрионов в исследованиях нереален.
После трёх дней дискуссий члены организационного комитета саммита пришли к следующим выводам:
- Интенсивные фундаментальные и доклинические исследования необходимы при проведении подобных испытаний и должны осуществляться с учётом соответственных правовых и этических норм. Эти испытания проводятся для выявления потенциальных выгод и рисков при клиническом использовании технологии, а также для лучшего понимания биологии человеческих эмбрионов. Если в процессе исследования ранние человеческие эмбрионы или клетки зародышевой линии подвергаются генетическому редактированию, они не должны затем использоваться для имплантации и зачатия.
- Многие перспективные клинические методы редактирования генов направлены на изменение генетических последовательностей только в соматических клетках – то есть клетках, геномы которых не передаются следующему поколению. В качестве примеров было предложено редактирование генов при серповидноклеточной анемии или для улучшения способности иммунных клеток бороться с раковыми. Существует необходимость понять риски (например, вероятность неточного редактирования) и потенциальные выгоды каждой такой модификации.
- Генетические изменения в половых клетках или эмбрионах будут оказывать влияние на все клетки и распространяться на следующие поколения уже как часть генофонда человека. Учёные считают, что в будущем подобная технология может быть использована для нейтрализации тяжёлых наследственных заболеваний и повышения возможностей человека. Разумеется, в таком случае велик риск ошибки, например, неточного или неполного редактирования, сложность прогнозирования вредоносных последствий при широком диапазоне условий, с которыми сталкивается человеческая популяция (в том числе взаимодействие с окружающей средой и другими генетическими вариантами). Кроме того, однажды внесённую в человеческую популяцию генетическую модификацию будет сложно удалить или изолировать, а постоянные генетические усовершенствования, поставленные на поток, могут усугубить социальное неравенство или использоваться принудительно. Одним словом, использование технологии способно целенаправленно повлиять на человеческую эволюцию.
- Исследователи считают, что в случае, если в будущем такая технология будет разрешена, каждое её клиническое применение должно осуществляться под соответствующим контролем. Вопросы безопасности пока ещё должным образом не изучены, а многие страны ввели законодательные или нормативные запреты на изменения зародышевой линии. Однако нельзя исключать, что по мере того, как научные достижения и социальные взгляды будут развиваться, клиническое применение редактирования зародышевой линии станет обычной практикой.
- Несмотря на то, что каждая нация имеет свой взгляд на юридическое регулирование генетического редактирования, человеческий геном остаётся общим для всех народов. Международное сообщество должно стремиться к установлению норм, касающихся использования приемлемых способов редактирования зародышевой линии, и гармонизации правил, препятствующих недопустимым видам деятельности в борьбе за здоровье и благополучие человека.
- Учёные настаивают на необходимости создания постоянного международного форума для обсуждения потенциального клинического применения редактирования генов. Форум в будущем должен помочь информированию, а также сформировать руководящие принципы и содействовать координации между учёными различных стран и разных профилей – биомедиков, социологов, специалистов по этике, медицинских работников. Также учёные призывают участвовать в дискуссии политиков, религиозных лидеров, юристов, членов широкой общественности, инвесторов, представителей промышленности, пациентов и их семей и людей с ограниченными возможностями.
Помимо всего прочего, исследователи считают, что технологии генетического редактирования (не человеческих ДНК) могут помочь в сохранении вымирающих видов и восстановлении уже вымерших.