Археологи нашли уютное жилище коптского отшельника
Как жили христианские монахи в стране, где зародилось монашество, но христианство так и не стало доминирующей религией, уступив исламу? Как выяснилось, неплохо жили. В трудах и молитвах, само собой, но и в маленьких радостях жизни отшельники себе не отказывали.
Уже 30 лет польские археологи ведут раскопки в знаменитом Файюмском оазисе в Египте. Прославился он благодаря удивительным "файюмским портретам", но польских исследователей интересует другая, христианская история этих мест.
О коптах – египетских христианах – слышали многие. О том, что именно в Египте зародилось христианское монашество, известно меньше. Почему в Египте? Православный историк Василий Болотов в XIX веке предложил такое объяснение: "С правом можно указывать на ту особенность египетской (коптской) национальности, которая сказалась во мрачном колорите древнеегипетской религии, где смерть занимает такое видное место. Вероятно, в характере коптов было что-то такое, предрасполагавшее их обострять требования аскетизма".
Многие обители действуют до сих пор, такие как, например, монастырь Св. Антония в Вади-Натрун, древнейший в мире, или хорошо известный российским паломникам монастырь Св. Екатерины на Синае. О том, что в Файюмском оазисе тоже сохранились древние коптские монастыри, туристы почти не догадываются – чему археологи только рады. С 1986 года специалисты из Центра археологии Средиземноморья при Варшавском университете в Каире ведут раскопки на территории монастыря архангела Гавриила в Наклуне (Deir al-Malak Ghobrial, Gebel Naqlun).
Отшельники начали селиться в Наклуне еще в середине V века. Вскоре количество скитов – пещер, вырубленных в склонах невысоких холмов – достигло сотни. В VII веке, когда Египет был завоеван арабами и началось распространение ислама, в Наклуне жили 120 монахов. Монастырь архангела Гавриила был лаврой в изначальном смысле этого слова: уединенно живущие отшельники, объединенные духовным руководством одного наставника, аввы.
Времена расцвета обители пришлись, по всей видимости, на XI – XIII века: во всяком случае, большинство монашеских могил, найденных в Наклуне, относятся именно к этому периоду. Как и прекрасные фрески в монастырском храме – они датируются началом XI века.
К концу ХХ века в обители оставалось лишь 2 монаха, но сейчас монастырь архангела Гавриила возрождается. Паломники и туристы здесь все еще редки, они не мешают археологам, археологи не мешают немногочисленным монахам, а те, в свою очередь, не мешают и даже помогают ученым больше узнать об истории своей обители.
За 30 лет исследований польские археологи сделали множество интереснейших находок, включая клад золотых монет и крупный архив нотариальных записей. Находки этого года не кажутся сенсационными, однако "предметы, обнаруженные во время раскопок, позволяют восстановить картину жизни монаха-отшельника", говорит профессор Владимир Годлевский (Włodzimierz Godlewski) из Археологического института при Варшавском университете. О находке сообщил портал Science & Scholarship in Poland.
Археологи раскопали уютный скит, обустроенный в скалистом склоне холма в конце VI – начале VII века. В нем жил один человек: после его смерти освободившиеся помещения никто не занял. Жилище отшельника даже по современным меркам было весьма комфортабельным и состояло из двух "комнат" (спальни и кабинета) и небольшой кухни.
Интересно, что стены "кабинета" (или "дневной комнаты") были тщательно оштукатурены, причем не один раз. В стенах вырублены удобные ниши, где монах хранил бытовую утварь. На кухне археологи обнаружили довольно глубокую яму для хранения зерна. "Из зернохранилища наружу выходит вентиляционное отверстие. Это первый из всех ранее изученных скитов, где мы обнаружили такую интересную конструкцию", – говорит профессор Годлевский.
Отшельник явно обладал хозяйственными наклонностями и питал слабость к комфорту. Голым и бόсым он не ходил: археологи обнаружили пару сандалий с крепкими подошвами из многослойной кожи и фрагменты тканей – возможно, истлевшее монашеское одеяние. Питался монах не росой и кореньями: был найден полный набор керамической посуды, необходимой для повседневной жизни, включая большой сосуд для хранения продуктов и несколько амфор для вина. Судя по обнаруженным осколкам, монах пользовался и хрупкой стеклянной посудой.
Ученым удалось выяснить имя этого человека, жившего в Наклуне 1300 лет назад. "Самой интересной находкой стало письмо, написанное на папирусе и адресованное монаху Нилу (Neilos). Письмо сохранилось целиком, но повреждения затрудняют его прочтение", — сообщил Годлевский.
Расшифровкой письма занимался профессор Томаш Дерда (Tomasz Derda). Он отметил, что послание написано изящным почерком, уверенной рукой. В нем содержится приглашение отшельнику Нилу от высокопоставленной персоны в церковной иерархии, возможно, от епископа из Арсинои (Крокодилополь, ныне Эль-Файюм) – города, который находится в том же районе, что и монастырь.
Был ли монах Нил аввой, то есть наставником обитавших при монастыре отшельников, – археологи не уточняют. Письмо было найдено среди других папирусов, рассыпавшихся на нечитаемые фрагменты. Это не первый документ, обнаруженный польскими археологами в Наклуне. Монастырь вел активную социальную и деловую жизнь, ведя документацию и переписку на коптском, греческом и арабском языках. Самым "урожайным" по части бумаг стал 1998 год, когда ученые откопали настоящий архив из 50 нотариальных записей, относящихся к концу Х века.
Из этих документов ученые узнали, что в Файюмском оазисе в Х веке можно было купить большой дом с садом за 6 – 6½ золотых динаров, а дом поменьше – за 2½ динара. Эти сведения пригодились ученым в 2005 году, когда при раскопках монастырского здания, в Х веке сильно пострадавшего от пожара и потому заброшенного, археологи обнаружили горшочек с теми самыми золотыми динарами, в количестве 80 монет.
Если динары принадлежали монастырю, это может быть лишним подтверждением финансового благополучия обители: на оставленные в пожаре деньги можно было приобрести очень много недвижимости в "элитном" Файюмском оазисе.
Польский Центр археологии Средиземноморья регулярно отчитывается о своих находках в Наклуне и не только. Каждый год новые находки, будь то фрагменты керамики или переплеты церковных книг, рассказывают все больше подробностей о жизни пионеров монашества в римском, а затем арабском Египте.