Музыкальные вкусы людей диктуются культурой, а не природой
Одни люди любят группу Beatles, другие слушают унисонное грегорианское пение, а кто-то вообще предпочитает Джастина Бибера. В любом случае большинство ваших знакомых считают более привычными консонантные, или простым языком благозвучные, комбинации нот, нежели диссонансное звучание.
Многие исследователи долгое время полагали, что наша тяга к гармоничным музыкальным сочетаниям звуков обусловлена биологическими факторами и заложена в нас с самого рождения. Но новое исследование с участием представителей далёкого от благ цивилизации амазонского племени показывают, что биология тут ни при чём.
Впрочем, музыковеды и композиторы, специализирующиеся на этнической музыке, давно подозревали, что музыкальные вкусы являются продуктом окружающей культуры. Уж больно странно с точки зрения современного городского жителя звучат композиции некоторых народов.
Нейробиолог Джош Макдермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги решили проверить обе точки зрения. Для этого им понадобились люди, которые не только не разбираются в сольфеджо и ничего не знают о разных музыкальных стилях, но и не подозревают о существовании того же Джастина Бибера. И они нашли подходящих участников для эксперимента в самых дремучих джунглях Боливии — там, где бассейн Амазонки граничит с подножьем Анд.
Представители народа чимане, до деревни которых учёные добирались на самолёте, автомобиле, а потом ещё и каноэ, оказались вовсе не чужды искусству. При этом их песни отличаются полным отсутствием гармонии, как привычной большинству людей организации музыки. Их творчество очень близко по строению к так называемому строчному пению, которое в том числе было традицией и русского многоголосного церковного пения. Его особенностью является то, что голоса регулярно перекрещиваются, образуя напряжённые диссонансные квартово-квинтовые созвучия, вместо гармоничных консонантных квинтово-терцовых.
Команда Макдермотта провела два идентичных эксперимента в 2011 и 2015 году. Для начала они оценили наличие у людей самой способности различать консонантные и диссонантные звуки. И она была подтверждена.
Затем исследователи предлагали более чем 100 членам племени прослушать различные музыкальные интервалы (созвучия из двух нот). Учёные сравнивали их эстетическое восприятие этих звуков с мнением двух других групп населения – испаноговорящими боливийцами из городка неподалёку от мест обитания чимане и столичными жителями, которые были гораздо лучше знакомы с современной музыкой, построенной на гармонии. Кроме того, опрос проводился и среди американских музыкантов, а также среди их соотечественников, далёких от музыки.
Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature, в отличие от контрольных групп, чимане не могли выбрать благозвучные или диссонансные звуки, как наиболее приятные для своего слуха. Даже признанный "дьявол в музыке" — тритон (интервал, состоящий из трёх целых тонов) — не был расценен ими как неприятный.
Когда учёные решили проверить, чувствует ли этот народ хоть какие-то звуковые различия. Они включили записи вздохов и смеха и спросили, какой звук нравится им больше. Также участникам эксперимента предлагали выбрать между чистым звуком и весьма неприятным эффектом — интермодуляционными искажениями, когда две близкие по частоте звуковые волны накладываются друг на друга (можно оценить здесь https://www.youtube.com/watch?v=sTcSrPsuN7A). В данном случае представители племени были достаточно единодушны, и их выбор не отличался от предпочтений среднестатистического цивилизованного человека.
"Это исследование наглядно демонстрирует, что предпочтения людей в музыкальных созвучиях зависит от степени воздействия западной музыкальной культуры, и что они не являются врождёнными", — заключает доктор Макдермотт в пресс-релизе университета, ставя своеобразную точку в череде догадок и предположений на этот счёт.