9 декабря 2016, 09:36 9 декабря 2016, 10:36 9 декабря 2016, 11:36 9 декабря 2016, 12:36 9 декабря 2016, 13:36 9 декабря 2016, 14:36 9 декабря 2016, 15:36 9 декабря 2016, 16:36 9 декабря 2016, 17:36 9 декабря 2016, 18:36 9 декабря 2016, 19:36

Фальшивые новости формируют мнение людей, даже когда известно, что это утка

  • С развитием телевидения и Интернета стать жертвой заведомо ложной информации стало невероятно просто.
    С развитием телевидения и Интернета стать жертвой заведомо ложной информации стало невероятно просто.
  • Ложь, повторенная многократно, начинает казаться человеку правдой.
    Ложь, повторенная многократно, начинает казаться человеку правдой.
  • При многократном повторении сознание человека может принять за чистую монету даже ложные "воспоминания" из собственной жизни.
    При многократном повторении сознание человека может принять за чистую монету даже ложные "воспоминания" из собственной жизни.
  • С развитием телевидения и Интернета стать жертвой заведомо ложной информации стало невероятно просто.
    С развитием телевидения и Интернета стать жертвой заведомо ложной информации стало невероятно просто.
  • Ложь, повторенная многократно, начинает казаться человеку правдой.
    Ложь, повторенная многократно, начинает казаться человеку правдой.
  • При многократном повторении сознание человека может принять за чистую монету даже ложные "воспоминания" из собственной жизни.
    При многократном повторении сознание человека может принять за чистую монету даже ложные "воспоминания" из собственной жизни.
В любой стране мира есть средства массовой информации, которые любят публиковать истории, приукрашенные вымышленными подробностями или даже полностью ложные. Психологи всерьёз задумались, насколько сильно может влиять такая информация на мнение людей и почему они позволяют себя обманывать.

По ряду научных исследований даже самая откровенная ложь начинает казаться правдоподобной, если она многократно повторяется из разных источников. Сейчас, когда потоки информации обрушиваются на людей не только из газет и журналов, но ещё и с экранов телевизоров и из Интернета проблема встаёт особенно остро. Осознавая это, руководство компаний Facebook (запрещена в РФ) и Google уже пообещало бороться с ней.

Ярким примером стала предвыборная борьба в США. По её итогам американский журналист Крейг Сильверман провёл анализ и обнаружил, что 20 признанных лучшими из вымышленных историй оказались на первых полосах продуктов 19 наиболее влиятельных издательств.

Одна из ловушек заведомо ложной информации – это то, что она чаще всего взывает к надеждам и страхам людей. Кому-то может показаться, что он-то точно не попадётся на эту удочку. Но реальные данные говорят об обратном. Ещё в 1940 году психологи обнаружили, что чем чаще слух повторяется, тем больше он становится похож на правду. Исследователи связывали это с тем, что рождаясь, как несмелое подозрение, слух переходит от одного человека к другому, и постепенно становится всё более весомым и в итоге дорастает до статуса "общественного мнения".

Эту же теорию зарождения "истины" подтвердило исследование 1977 года. Тогда экспериментальные опросы проводились среди студентов. Добровольцев просто спрашивали, считают ли они услышанное правдой. А потом утверждения, которые правдой не являлись, озвучивали повторно через некоторое время. Оказалось, что такой "предварительной обработки" было достаточно, чтобы увеличить вероятность доверия к тем или иным фактам.

В 2015 году Лиза Фацио (Liza Fazio) и её команда из Университета Вандербильта в США провели ещё одно исследование на студентах. Они обнаружили, что даже если участники эксперимента заведомо знали, что утверждение ложно, после его многократного повторения они были склонны верить ему.

Ложь, повторенная многократно, начинает казаться человеку правдой.
Фото Elaine Songco/flickr.com.

С увеличением потоков информации, количество ложных новостей неизбежно растёт. И, к сожалению, именно молодые люди с недостатком жизненного опыта являются одной из групп риска в данной ситуации. Достоверных доказательств тому, что с всеобщим прогрессированием человечества эта возрастная группа стала значительно лучше отделять ложь от правды, крайне мало.

К сожалению, на успешную фильтрацию ложной информации со стороны таких гигантов, как Facebook и Google, пока не стоит слишком уж рассчитывать. Недавно выяснилось, что внештатные сотрудники Facebook при отсеивании контента принимают решение в среднем за 10 секунд. Вряд ли за это время можно успеть оценить его правдивость.

Так что, как ни крути, а прежде чем чему-то верить, всё равно придётся проверять самому. Самый простой способ – это поиск авторства, первоисточника того или иного утверждения. Довольно часто сомнительные сайты используют стилистические особенности и даже названия публикаций авторитетных изданий. Но абсолютное большинство их историй обычно слишком кричащие и шокирующие. И, наконец, очень часто многие из таких материалов изобличаются на других сайтах, которые как раз специализируются на поиске откровенного вранья во Всемирной паутине.

При многократном повторении сознание человека может принять за чистую монету даже ложные "воспоминания" из собственной жизни.
Иллюстрация University of Warwick.

Если со СМИ и их пристрастием пользоваться человеческими слабостями всё более или менее понятно, то как же быть непосредственно с доверчивостью. Психологи неустанно ищут ответ на вопрос, почему же люди дают себя обмануть. И определённый возраст – не единственная проблема. Не только ложные новости могут прокрадываться в сознание человека и пускать в нём корни. То же самое иногда происходит и с фактами автобиографического характера. И в этом случае мозг человека справляется с закреплением ложной информации в сознании абсолютно самостоятельно, с помощью всё того же многократного повторения.

Подтверждение этому было получено международной командой исследователей во главе с Аланом Скобориа (Alan Scoboria) из Университета Виндзора (Канада). Учёные провели исследование с участием 400 добровольцев, целью которого стало "внедрение" ложных воспоминаний.

Как сообщается в официальном пресс-релизе Уорикского университета, целых 53% участников эксперимента после того, как они себе многократно представляли то, чего с ними не происходило на самом деле, начинали в разной степени полагать, что они действительно переживали эти вымышленные события.

Работы в этом направлении активно продолжаются и, учитывая очевидную глубокую предрасположенность людей к тому, чтобы принимать непроверенную информацию "близко к сердцу", психологи предостерегают нас от скоропалительных выводов на её основе.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация