8 февраля 2017, 11:42 8 февраля 2017, 12:42 8 февраля 2017, 13:42 8 февраля 2017, 14:42 8 февраля 2017, 15:42 8 февраля 2017, 16:42 8 февраля 2017, 17:42 8 февраля 2017, 18:42 8 февраля 2017, 19:42 8 февраля 2017, 20:42 8 февраля 2017, 21:42
  • Дарья Загорская

В распространении бактерий, устойчивых к самым "убойным" антибиотикам, обвинили мух

Учёные выявили на китайских птицефермах огромное количество бактерий, которые обладают устойчивостью к самым сильным антибиотикам. Но действительно плохая новость состоит в том, что, как оказалось, быстрому распространению опасного штамма от сельскохозяйственных животных к людям способствуют мухи.

Случайное открытие пенициллина в первой половине двадцатого века произвело настоящую революцию в медицине. Неудивительно, что очень скоро противобактериальные препараты стали широко применяться в животноводстве для борьбы с инфекционными заболеваниями. Первооткрыватель пенициллина Александр Флеминг ещё в 1945 году предупреждал, что злоупотреблять антибиотиками нельзя, но лишь некоторое время назад человечество наконец осознало, что бездумное накачивание животных антибиотиками приводит к появлению устойчивых к существующим медикаментам патогенных штаммов, в том числе поражающих человека.

Новое исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Nature Microbiology 2, предоставляет ещё одно доказательство опасной тенденции. Международная команда учёных под руководством Тимоти Уолша (Tim Walsh) из Кардиффского университета и Цзяньхуна Шэня (Jianzhong Shen) из Китайского сельскохозяйственного университета обнаружила, что на китайских фермах по выращиванию кур мухи распространяют болезнетворные бактерии с геном, который наделяет их устойчивостью к самым сильным антибиотикам.

Препарат колистин считают противобактериальным средством "самой последней надежды", которое назначают, когда перестают действовать средства "последней надежды" – антибиотики карбапенемы. Но ещё год назад в Китае был выделен ген MCR-1, который обеспечивает микроорганизмам защиту от колистина и, по мнению некоторых специалистов, заводит современную медицину в тупик. С тех пор опасная генетическая аномалия была выявлена в 25 странах, и теперь стало ясно, почему MCR-1 распространяется настолько быстро.

В отличие от западных стран в Китае колистин не используют для лечения людей, но ежегодно 8 тысяч тонн этого препарата применяют в качестве стимулятора роста для свиней и кур. Однако доктор Уолш и его коллеги обнаружили устойчивые к колистину микроорганизмы у одного процента пациентов в двух случайно выбранных китайских больницах.

В другой работе, вышедшей уже в журнале The Lancet Infectious Diseases, та же команда учёных сообщила о том, что около трети бактерий кишечной палочки, выделенных из мяса птиц на фермах и куриного мяса на полках магазинов, обладают устойчивостью к карбапенемам, а четверть из них не боятся ещё и колистина. Кроме того, во время анализа различных объектов, найденных на птицефермах, бактерии, устойчивые к обоим препаратам, были найдены в фекалиях собак и в мухах.

Авторы исследования считают, что именно эти насекомые являются главными распространителями резистентных штаммов.

"Их способность загрязнять окружающую среду представляет огромную проблему для общественного здравоохранения, – говорит Уолш. – Может быть, поэтому в течение лета инфекция выявлена у людей, которые жили далеко от ферм. Ведь именно летом мухи могут разносить эти бактерии повсюду".

Ещё более неутешительные результаты принесло изучение геномов широкого спектра бактерий, собранных на фермах. Оказалось что только половина микроорганизмов, несущих ген MCR-1, обладала устойчивостью к колистину, в то время как у остальных ген не был активен. Это означает, что потенциал развития резистентности к антибиотикам гораздо серьёзнее, чем думали раньше, ведь рано или поздно эта бомба замедленного действия взорвётся

Не меньше тревоги вызывает обнаружение устойчивых бактерий и в экскрементах ласточек, гнездящихся вблизи китайских птицеферм. Эти перелётные птицы совершают миграции из северных районов Китая в Юго-Восточную Азию, что может способствовать скорому распространению устойчивости к антибиотикам в таких странах как Тайланд, Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

Единственная хорошая новость состоит в том, что китайские власти планируют ввести запрет на использование колистина в сельском хозяйстве. Но одновременно Поднебесная начинает применять антибиотик в медицине для лечения людей, что неизбежно будет способствовать дальнейшему распространению устойчивости к препарату "самой последней надежды".

Учёные обращают внимание на многогранность проблемы, решение которой потребует комплексного подхода. Также беспокойство вызывает тот факт, что даже если Китай и введёт запрет на использование препаратов, неизвестно, сколько времени потребуется для этого другим странам, где уровень описанной угрозы также достаточно высок.

Тревога по поводу устойчивых к антибиотикам патогенов носит глобальный характер и стимулирует массовые научные исследования в этом направлении. Большое внимание уделяется разработке неантибиотических препаратов. На помощь призывают электронные пластыри, магнитную терапию, кленовый сироп и даже хищных бактерий.