Придорожные деревья удерживают загрязняющие вещества, вредящие пешеходам
Чем больше деревьев, тем лучше воздух? Совершенно не обязательно, выяснили учёные в недавнем исследовании лесной зоны рядом с проезжей частью. Напротив, полосы деревьев – зелёные зоны – могут на самом-то деле ловить и удерживать распространённое загрязняющее вещество из выхлопных газов автомобилей.
Речь идёт о диоксиде азота (NO2), приземной уровень которого увеличивается в зелёных зонах до 21 процента. В свою очередь, это приводит к тому, что велосипедистам и пешеходам тяжело дышать в таких местах, как и людям, страдающим астмой и другими респираторными заболеваниями.
На протяжении десятилетий в крупных мегаполисах рядом с магистралями создавались зелёные насаждения не только с целью украшения городов: планировщики надеялись таким образом уменьшить загрязнение воздуха. Городской эколог Хейкки Сетяля (Heikki Setälä) и его исследовательская группа из Хельсинкского университета решили оценить качество воздуха в и около десяти зелёных зон города Хельсинки. Исследование проводилось летом и зимой прошлого года. Больше всего экологи фокусировались на концентрации NO2.
Все зелёные зоны были посажены по направлению ветра от крупных дорог, в том числе нескольких главных автострад. Для сравнения учёные записали уровни NO2 в соседних открытых площадках по направлению ветра – на том же расстоянии от дорог.
После более 40 дней измерений показателей воздуха учёные обнаружили, что в летнее время уровни NO2 перед зелёными зонами были в среднем на 14 процентов выше, чем на открытых участках. Внутри лесных массивов уровни диоксида азота были примерно на 12 процентов выше. В зимнее время придорожная концентрация NO2 была на выше 21 процент, а внутри зелёных зон – на 10 процентов.
Сетяля предполагает, что отсутствие ветра может быть частичной причиной повышенной концентрации диоксида азота. Густые кроны деревьев, скорее всего, приводят к накоплению газа, в результате чего загрязняющему веществу труднее рассеиваться. Такая ситуация ухудшается в зимний период.
Это объяснение вполне логично, считает эколог Том Уитлоу (Tom Whitlow) из Корнеллского университета, который проводил эксперименты в аэродинамической трубе и в полевых условиях, изучая, как частицы загрязняющих веществ взаимодействуют с листьями и деревьями. Специалисты говорят, что подобный эффект можно сравнить с ситуацией, когда курильщик удерживает зонт таким образом, чтобы "ловить" сигаретный дым.
По мнению Сетяля, именно повышенные уровни загрязняющего вещества вдоль дорог вызывают опасения, поскольку там же часто проходят и тротуары для пешеходов, и велосипедные зоны.
"Ни у кого нет научных доказательств того, что увеличивающаяся концентрация вещества может реально навредить в долгосрочной перспективе. Тем не менее подобные показатели нельзя назвать хорошим знаком", — добавляет эколог.
Лабораторные исследования краткосрочных эффектов показывают, что более высокие концентрации газа могут навредить лёгким астматиков и людей с хронической формой заболевания лёгких.
Другие исследования показали, что деревья по-прежнему можно считать помощниками в очищении воздуха. Так, группа учёных также во главе с Сетялем выяснила, что деревья в 25 городских парках в Балтиморе снижают приземной уровень озона примерно на девять процентов по сравнению с прилегающими открытыми пространствами. Об этом сообщается в научной работе, опубликованной в журнале Atmospheric Environment.
Результаты первого исследования представлены на ежегодной встрече Экологического общества Америки (Ecological Society of America), также они опубликованы в научном издании Urban Climate.
Между тем ранее выяснилось, что голодные насекомые снижают способность лесов к поглощению углекислого газа. Кроме того, деревья, как оказалось, являются источником вредного метана.