Первый курьез и очередная сенсация: завершился шестой сезон раскопок Антикитерского корабля
Затонул больше 2000 лет назад. Обнаружен 117 лет назад. Положил начало подводной археологии как отдельной дисциплине. Принял четыре поколения археологов. В сентябре пережил шестой сезон современных раскопок, возобновившихся в 2012 году. За всю историю подводной археологии не было найдено ничего, сравнимого по ценности и масштабам с грузом этого «Титаника древнего мира»: поднятые артефакты уже занимают несколько залов Национального археологического музея в Афинах – однако, по словам современных исследователей, «там, на дне, еще много осталось». Археологи, всегда осторожные в своих прогнозах и заявлениях, в этом случае уверены: «каждый новый день раскопок будет похож на открытие гробницы Тутанхамона». И это уместное сравнение.
Торговый корабль, затонувший около 65 года до нашей эры у берегов крохотного греческого острова Антикитера, покоится на глубине 50-60 метров в кристально чистых водах Эгейского моря. Археологи называют его просто: Антикитерский корабль, словно подчеркивая его уникальность и выдающееся значение для истории.
4 октября международная команда специалистов, ведущая подводные раскопки Антикитерского корабля, а вслед за ней ведущие мировые издания – Nature, National Geographic, Live Science, The New York Times, The Guardian и многие другие – сообщили об окончании археологического сезона 2017 и его итогах. Находки вновь – уже предсказуемо – оказались сенсационными.
Для большинства Антикитерский корабль ассоциируется лишь с одной из многочисленных находок – самой неказистой из всего великолепного груза и, по совместительству, самой ценной и удивительной: Антикитерским механизмом, детали которого были подняты со дна еще в 1901 году. «Вести.Наука» посвятили этому устройству и результатам его изучения три больших материала – получился, пожалуй, самый подробный рассказ об Антикитерском механизме на русском языке.
Антикитерский механизм: сенсация по частям — 1. Битва технологий
Антикитерский механизм: сенсация по частям — 2. О чем рассказал расшифрованный текст и будет ли продолжение?
Антикитерский механизм: сенсация по частям — 3. О мире небесном и подводном
Поиск недостающих деталей Антикитерского механизма до сих пор остается негласным приоритетом современных экспедиций к месту крушения Антикитерского корабля: археологи используют передовые металлодетекторы для подводных работ, а среди находок преобладают металлические артефакты. В этом году операторам удалось заснять реакцию археолога, обнаружившего предмет, похожий на деталь Антикитерского механизма – нечленораздельные вопли восторга и выражение благоговейного предвкушения на лицах ученых (таймкод 08:10, однако советуем посмотреть все 11 минут этого интереснейшего видео) выдают исследователей с головой: новые фрагменты Антикитерского механизма по-прежнему остаются самой желанной находкой, несмотря на все поднятые и лежащие на дне ценности.
В 2014-м были сделаны первые открытия, доказавшие, что бóльшая часть груза Антикитерского корабля все еще покоится на дне Эгейского моря. За время раскопок 2015 и 2016 годов были подняты десятки новых артефактов, среди них – костяная флейта, фрагменты роскошной стеклянной посуды, кувшины и амфоры, ювелирные украшения, обломки мраморных и бронзовых статуй, части мебели, гигантские якоря и деревянные части самого корабля.
Сенсацией прошлого года стали человеческие останки прекрасной сохранности: череп, зубы, ребра и другие кости человека, погибшего во время крушения. Беспрецедентное открытие, о котором мы подробно рассказали в материале «Череп и кости: невероятная находка на месте крушения Антикитерского корабля».
Оставалось понять, получится ли извлечь ДНК из древних костей, больше 2000 лет пролежавших на морском дне – поскольку это первая в мире находка такого рода, соответствующих технологий просто не существовало. Спойлер: получилось! Результаты исследований еще не опубликованы, но некоторые подробности уже известны: ДНК успешно извлечена и изучена, археогенетикам удалось определить пол, примерный возраст и происхождение Памфилия (так ученые прозвали погибшего мужчину, в переводе с греческого это имя означает «всеобщий друг». Оно было нацарапано на найденной при раскопках чаше с изображением эротической сцены).
Сенсацией этого года стала бронзовая рука, некогда принадлежавшая полноразмерной статуе (см. заглавное фото). Открытие зрелищное, но не всем понятное, поэтому в каждом интервью ученые стараются подробно объяснить, в чем, собственно, ценность этой находки.
Дело в том, что античных бронзовых статуй, сохранившихся до наших дней, очень мало. Русскоязычная Википедия приводит список из 27 античных бронз, на самом деле их немного больше, около пятидесяти. Две из них были подняты с Антикитерского корабля: великолепный, почти двухметровый «Антикитерский эфеб», разбитый или разбившийся на куски и собранный реставраторами в цельную статую, и «Философ», от которого сохранилась очень выразительная голова и несколько фрагментов конечностей.
Редкость подобных находок связана с тем, что в древности серьезно подходили к утилизации цветных металлов: предметы из такого дорогостоящего сплава как бронза часто отправлялись на переплавку, после «снятия» мраморной копии с особо выдающихся произведений (многие античные статуи дошли до нас именно так, в мраморных копиях).
Цветмет везли морем, и это одна из причин, почему крупные бронзовые артефакты чаще находят не на суше, а на местах кораблекрушений – например, недавно такое открытие случайно сделали израильские дайверы: разбитые на части и готовые к переплавке бронзовые изваяния всех форм и размеров.
Йенс Дэнер (Jens Daehner), куратор античного искусства в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, поясняет: «Древние бронзовые оригиналы являются большой редкостью из-за распространенной практики переплавки дорогостоящего металла. Однако этой участи могли избежать статуи, затонувшие во время перевозки. Находки в море обычно происходят случайно, на бронзовые артефакты натыкаются дайверы или их вылавливают сетями рыбаки. Но в случае с Антикитерским кораблем все иначе: здесь ведутся планомерные научные раскопки, позволяющие задокументировать археологический контекст и получить важную информацию о том, когда происходила перевозка и в каком качестве статуи оказались на корабле – как товар, как трофей или как металлолом».
Есть и другой аспект подобных открытий: все сохранившиеся до наших времен античные бронзы так или иначе подвергались довольно агрессивной обработке в процессе консервации и реставрации. Реставраторы прошлого сумели восстановить внешний облик статуй, однако в процессе уничтожили важные данные, которые современные ученые могли бы «снять» с поверхности металла, соотнести с археологическим контекстом и другими находками. «Технологии ушли далеко вперед, теперь мы способны извлечь много новой информации из подлинной, не обработанной реагентами бронзы», — говорит Кеннет Лэпатин (Kenneth Lapatin), куратор античного искусства в Музее Гетти, не первый год сотрудничающий с антикитерской экспедицией.
Во время первых раскопок 1900-1901 годов ныряльщики обнаружили на дне обломки по меньшей мере шести бронзовых статуй – в основном конечности, без соответствующих голов или тел. Еще несколько фрагментов подняли современные археологи: в прошлом году, например, было найдено бронзовое копье, которое могло быть частью статуи.
«Улов» этого года – мраморные ноги, крепко стоящие на мраморном основании, фрагмент бронзового одеяния (складки тоги или туники) и та самая бронзовая рука в натуральную величину. На руке отсутствуют два пальца, но в остальном она прекрасно сохранилась. «Мы сразу поняли, что нашли что-то важное», — позже вспоминал дайвер Александр Сотириу.
Судя по форме, размерам и запечатленному скульптором жесту, рука может принадлежать «Философу» — одной из разбитых статуй, части которой были подняты с Антикитерского корабля в начале ХХ века. Так ли это – выяснится в процессе будущих исследований. Заодно, возможно, найдется ответ на другой вопрос, давно интригующий ученых: обе статуи, ранее найденные на месте крушения — «Антикитерский эфеб» и «Философ» — датируются IV веком до нашей эры, и как они оказались на борту корабля, затонувшего 300 лет спустя, пока совершенно не понятно.
С учетом находок последних лет, потенциальное количество бронзовых статуй, до сих пор покоящихся на месте крушения, возросло с шести (разнородные обломки, найденные в 1900-1901 годах) до семи или даже до девяти, полагают руководители раскопок Теотокис Теодулу (Theotokis Theodoulou) и Брендан Фоули (Brendan Foley). Искусствовед Кеннет Лэпатин напоминает, почему количество имеет значение: «Если учесть, что в мире сохранилось чуть больше пятидесяти античных бронз, то обнаружение семи бронзовых статуй резко и значительно увеличит существующую коллекцию древних бронзовых изваяний». Для мирового искусства, для истории и науки такая находка была бы бесценной.
Изучение подлинных, ничем не обработанных, свеженайденных бронзовых статуй позволит выяснить новые подробности о древних методах литья и уточнить состав сплава. Современные технологии способны определить, были ли эти статуи изготовлены на экспорт или они уже где-то стояли, но затем были демонтированы и отправлены на переплавку. Если удастся обнаружить головы бронзовых изваяний, исследователи надеются идентифицировать изображенных людей, сравнивая их внешность с другими сохранившимися изображениями – например, мраморными статуями или портретами на монетах.
Место обнаружения новых фрагментов тоже оказалось весьма многообещающим: обломки статуй найдены на участке, не потревоженном предыдущими раскопками. «Выяснилось, что множество артефактов, включая статуи, находится под или между многотонными каменными глыбами, отколовшимися от береговых скал, возможно, во время землетрясения IV века нашей эры. Мы полагаем, что под ними сейчас покоится оставшаяся часть груза Антикитерского корабля», — говорит Брендан Фоули.
Еще одна находка, несмотря на историческую ценность, стала главным курьезом экспедиции 2017 года. Это уже упоминавшийся небольшой бронзовый предмет, покрытый толстым слоем морских отложений: он вызвал настоящий переполох из-за внешнего сходства с деталью Антикитерского механизма. «Если он и в самом деле часть механизма, это открытие станет абсолютной сенсацией. О нем будет говорить весь мир!», — предрекала Ангелики Симоси, директор Эфората подводных древностей при министерстве культуры Греции.
Неудивительно, что при первой же возможности загадочный артефакт отвезли в одну из афинских клиник на рентген. Возможно, ученые испытали некоторое разочарование, когда вместо зубчатого колеса легендарного механизма на экране появилось изображение быка.
Изуродованный коррозией предмет оказался бронзовым диском около 8 см в диаметре, снабженным четырьмя крестообразно отходящими металлическими креплениями с отверстиями. Не деталь механизма, но что-то явно новенькое для ученых, судя по разнообразию выдвигаемых версий. Кеннет Лэпатин из Музея Гетти предполагает, что бронзовый диск с быком мог быть декоративным элементом, крепившимся к сундуку, или к щиту статуи воина (с 2014 года археологи обнаружили два бронзовых копья), или к какой-то части самого корабля. На ближайшие недели уже запланировано детальное рентгенографическое исследование любопытного артефакта.
Помимо двух главных находок – бронзовой руки и бронзового диска – за 16 дней сентябрьских раскопок археологи подняли со дна крышку небольшого саркофага, сделанную из качественного красного мрамора, серебряную чашу, еще одну человеческую кость и несколько фрагментов самого корабля – в частности, детали деревянного корпуса и гвозди, скреплявшие обшивку. Анализ дерева и гвоздей будет не первым: ученые все еще пытаются определить, где и когда было построено судно.
О самом корабле пишут гораздо реже, чем о его легендарном грузе, однако в последние годы изучение судна начало принимать неожиданный оборот. До прошлого года Антикитерский корабль было принято считать древнеримским – так полагали ученые, так со слов ученых описывали корабль журналисты. Эту гипотезу косвенно подтверждал тип корабельной древесины, вяз: римляне часто использовали вяз в кораблестроении. Выводы ученых по состоянию на прошлый год мы привели во второй части рассказа об Антикитерском механизме, в главе «При чем тут Сиракузы».
Однако исследование сделанных с 2012 года находок – например, изотопный анализ свинца в металлических деталях корабля, изучение личных вещей команды с процарапанными на них греческими именами – все больше указывает на иное происхождение судна. «Это становится подозрительно похожим на чисто греческий корабль – построенный в Греции, с греческой командой, а вовсе не римский», — заметил Брендан Фоули.
Образцы древесины будут отправлены в Тель-Авив, в одну из лучших научных лабораторий, для анализа и окончательного определения вида и происхождения древесины. Фоули надеется, что полученный результат положит конец многолетним спорам и прояснит хотя бы одну из загадок Антикитерского корабля. В археологии все взаимосвязано, поэтому любая новая информация по кораблю может дать ценную подсказку ученым, исследующим Антикитерский механизм – даже если ни одной новой детали устройства так и не найдут.
Остальные характеристики Антикитерского корабля пока не подвергаются сомнению. Он все еще остается крупнейшим из когда-либо найденных античных судов – его длина составляла почти 50 метров. Греческое или римское, это определенно было торговое судно, перевозившее предметы роскоши. Недаром Брендан Фоули дал кораблю говорящее прозвище «Титаник древнего мира» и сравнил его с баржей, плотно загруженной произведениями искусства для аукционов уровня Sotheby's и Christie's.
Пока не опровергается информация, что рядом с Антикитерским кораблем лежат останки второго судна. Велика вероятность, что корабли вместе шли по маршруту и затонули одновременно во время шторма у берегов Антикитеры. На исследование второго судна у археологов пока нет ни времени, ни средств – они едва справляются с первым. Обломки Антикитерского корабля разбросаны на участке длиной 300 метров, работу осложняет значительная глубина – 55-60 метров, место крушения было уже дважды потревожено предыдущими раскопками… Возможно, исследование второго судна достанется будущим поколениям археологов.
Следующий сезон подводных работ на Антикитере запланирован на май 2018 года. Археологи собираются сдвинуть или расколоть многотонные каменные глыбы, чтобы получить доступ к лежащим под ними ценностям.
«Это сложная затея, предстоит организовать масштабную операцию. Но мы уверены, что она будет зрелищной, а результаты – впечатляющими. Там, под этими здоровенными булыжниками, покоятся не только бронзовые статуи. Мы уже докопались до содержимого трюмов, значит, там лежит весь оставшийся груз, всё, что перевозил корабль. Мы сейчас лишь подготовили почву, но главные открытия еще впереди, и перед этим соблазном невозможно устоять. Каждый день раскопок будет похож на открытие гробницы Тутанхамона», — пообещал Брендан Фоули.