14 сентября 2018, 09:53 14 сентября 2018, 10:53 14 сентября 2018, 11:53 14 сентября 2018, 12:53 14 сентября 2018, 13:53 14 сентября 2018, 14:53 14 сентября 2018, 15:53 14 сентября 2018, 16:53 14 сентября 2018, 17:53 14 сентября 2018, 18:53 14 сентября 2018, 19:53

"С этого момента я и стал Дон Жуаном"… Интервью с Михаилом Дзюдзе

  • "С этого момента я и стал Дон Жуаном"… Интервью с Михаилом Дзюдзе
На телеканале «Россия К» стартовал новый музыкальный проект – «КВАРТЕТ 4Х4». Рассказывает член жюри Михаил Дзюдзе – заслуженный артист России, один из основателей легендарного «Терем-квартета», мастер игры на контрабас-балалайке.

На телеканале «Россия К» стартовал новый музыкальный проект – «КВАРТЕТ 4Х4». Рассказывает член жюри Михаил Дзюдзе – заслуженный артист России, один из основателей легендарного «Терем-квартета», мастер игры на контрабас-балалайке.

Вас называют Дон Жуаном, который странствует по миру с балалайкой. Почему именно Дон Жуан, а не Дон Кихот, например?

М.Д. - Это ведь собирательный образ! Может быть, кто-то воспринимает контрабас-балалайку как коня, на котором я скачу многие годы по всему миру уже больше 30 лет. Даже не знаю почему, но у людей действительно складывается такое ощущение. Это всегда приходит извне. Видение со стороны и видение изнутри – это разные вещи. Я себя, может, по-другому ощущаю, а люди видят вот так. Такие определения дает публика!

Вас знают как одного из основателей легендарного «Терем-квартета». Расскажите, какой творческий период начался после него.

М.Д. – Я покинул ансамбль в 2015 году. С этого момента я и стал Дон Жуаном, влюблённым в свою балалайку. Когда я стал играть один, сфокусировался на создании сольных программ для контрабас-балалайки. Это очень серьезный шаг. Ведь этот инструмент никогда не был сольным! Поэтому я считаю, что сейчас происходит некий перелом в развитии народных инструментов в нашей стране. Это совпало с изменением отношения к инструменту и с переломом в моей жизни. Сейчас идет очень активная работа по созданию материала, и уже сделано очень многое. Написан замечательный «Фильм-концерт» Евгения Петрова для контрабас-балалайки с оркестрами (и симфоническим, и камерным, и народным). Многие фестивали сейчас очень дорожат премьерами, поэтому не хочу раскрывать все карты. Намечено много нового, для этого создается авторская композиторская музыка. То, что будет звучать, в дальнейшем ляжет в основу сольного исполнительства на контрабас-балалайке. Для меня это важно!

Вы играли с оркестром «Новая Россия», Тихоокеанским симфоническим оркестром, камерным ансамблем «Солисты Москвы» и многими другими прославленными коллективами. С кем бы еще хотели сыграть?

М.Д. – Как в России, так и за рубежом огромное количество невероятных оркестров. Я со всеми хочу сыграть, если увижу желание рискнуть и поэкспериментировать. Ведь для этого нужно набраться смелости! Здесь нужны волевые решения от дирижеров, чтобы сломать стереотип, что балалайка не может быть инструментом для сольного выступления. К тому же придется играть реально сложный репертуар даже для классического симфонического оркестра. Труднейшие партии других инструментов, рояля, например.

Какими особенностями обладает балалайка? Почему так сложно «ломать стереотипы»?

М.Д. – Это связано со спецификой инструмента. Контрабас-балалайка – это инструмент, который «заточен» под игру в ансамбле и оркестре. Сложность в том, что композиторы зачастую не знают этого инструмента вообще. Тем более зарубежные композиторы! Приходится объяснять, что возможности ограничены, мы не можем играть смычком, у нас только три струны, щипковое и тремоловое извлечение звука. Но когда люди «въезжают», они с удовольствием используют эти особенности и приправляют это всевозможными эффектами.

Помимо акустической контрабас-балалайки, у меня есть электронная контрабас-балалайка. Это вообще другой инструмент с отдельным репертуаром. Поэтому для меня пишут партию графа Суворова в симфонической картине, и я буду ее исполнять. Это сложно, потому что, когда композитор пишет концерт для скрипки с оркестром, он представляет звучание скрипки, он знает, как это будет тембрально сочетаться, а в нашем случае он пишет «втемную».

Вы – член жюри программы «КВАРТЕТ 4х4». Расскажите, чем Вам запомнятся съемки проекта?

М.Д. – Уникальна идея – раскрыть секрет «квартетности». Квартет – это один из самых устойчивых и универсальных составов музыкантов. В этом шоу собрались очень разные музыканты. Четыре разных инструмента, четыре разных исполнителя…Интересно, как они могут взаимодействовать. И сложно судить, когда вокруг все так прекрасно! Они выкладываются на 200 процентов, а выделить победителя и проигравшего просто невозможно. Кроме того, в проекте много сюрпризов, причем не только для зрителей, но и для членов жюри… Очень много сюрпризов!

Ждите сюрпризов по субботам! В 22:00 в эфире новый музыкальный проект «КВАРТЕТ 4х4».

Фото: Вадим Шульц

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация