"Высшая мера" Бертольта Брехта ‒ на фестивале "Родина авангарда"
Фестиваль «Родина авангарда» в столичном Центре имени Мейерхольда завершится сегодня спектаклем «Высшая мера». На генеральном прогоне побывала Яна Мирой.
«Высшая мера» ‒ так называется постановка по Бертольту Брехту, которую покажут всего один раз. У текста ‒ непростая судьба: его обвиняли, запрещали. И сегодня в Москве состоится российская премьера пьесы, написанной в 1930-м.
В социал-демократической Германии сочинение сочли коммунистической пропагандой. Потом возникли сложности с наследниками авторскими прав. В итоге мировая премьера произошла только в 1997-м. И снова ‒ долгая пауза. Почти двадцать лет спустя независимый режиссер Фабиане Кемманн создала спектакль на основе кантаты композитора Ханса Эйслера, которая написана по пьесе Бертольта Брехта.
«В 2016-м мы осуществили этот проект в Берлинской филармонии. И в процессе подготовки я работала в архиве Брехта. Там я нашла перевод теста на русский язык. Его выполнил авангардист Сергей Третьяков, которого Брехт считал своим учителем. Важный момент ‒ в оригинале пьеса называется Die Maßnahme, дословно “Мироприятие”. Но Третьяков с одобрения Брехта перевел это как “высшая мера”, что существенно меняет смыл», ‒ рассказала Фабиане Кемманн.
Главные герои оправдываются в убийстве товарища. Брехт ставит вполне конкретные вопросы: может ли благая цель оправдать любые средства. Дело агитаторов рассматривает хор судей. Брехт называл эту пьесу дидактической. Считал ее моделью театра будущего.
«Это, действительно, синтетический жанр, в котором перемешаны драматический театр, музыкальный театр, здесь используется ритмодекламация, которая была в большой моде в 20-30-е годы прошлого века. И, очевидно, что авторы искали новую форму», ‒ отметил музыкальный руководитель постановки Петр Айду.
Создатели называют этот спектакль камерной версией. По замыслу композитора, в ней должен участвовать оркестр и трехсотголосый хор. В следующем году планируется осуществить полномасштабную постановку.