Пополнит ли картина "Венера и Адонис" собрание ГМИИ имени Пушкина?
Картина Тициана «Венера и Адонис», скорее всего, не пополнит собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Несмотря на прежние договоренности, владелец шедевра итальянской живописи отказался продавать полотно музею. В ситуации разбиралась Юлия Струкова.
Тринадцать лет назад ее приобрели на одном из парижских аукционов, как копию картины Тициана. Ее владелец Владимир Логвиненко обратился к крупнейшему специалисту по итальянской живописи Виктории Марковой оценить работу.
«Мне казалось, что оригинал находится в Прадо, и это не подлежит сомнению. Тем не менее, когда я увидела картину, стоящую на мольберте, издали, я сказала что, это Тициан», ‒ рассказала заместитель директора ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.
Дальнейшие исследования подтвердили подлинность полотна. Ему требовалась реставрация. И Пушкинский музей, опасаясь, что шедевр попадет в непроверенные руки, порекомендовал отправить картину к мастерам, знающим технику Тициана, в Венецию. Там же провели исследование в инфракрасных лучах.
«После окончания реставрации я поехала в Прадо, и они мне показали фотографию, сделанную в инфракрасных лучах. Сотрудники Прадо сказали: "Наша картина сделана по кальке, переведенной с вашей картины". Сотрудники Прадо признают, что наша картина первая», ‒ отметила Виктория Маркова.
В 2017-м картина стала частью экспозиции «Тициан. Тинторетто. Веронезе» в Москве. Обычно специалисты настороженно относятся к полотнам из частных коллекций. Считают это раскруткой произведения, повышающей его цену на аукционе. Но с владельцем «Венеры и Адониса» была договоренность: два года временного хранения картины в Пушкинском и продажа ее музею.
«С самого начала было оговорено, что музей хочет приобрести эту вещь. И было подтверждено желание продать ее музею. Поэтому мы много занимались этой вещью, старались привлечь как можно больше сторонников нашей атрибуции и получили их», ‒ пояснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Атрибуция, реставрация, показ на масштабной выставке увеличили цену картины в несколько десятков раз. А для ученых всего мира открытие утраченного Тициана ‒ сенсация. Картину надо чаще выставлять, изучать ее историю.
17 декабря картина будет убрана из экспозиции, упакована и на следующий день может покинуть стены музея. И это станет серьезной потерей не только для сотрудников Пушкинского, но и для всего музейного фонда страны. Остаются считанные дни, представители владельца не выходят на связь, на письма дирекции музея не отвечают. В Пушкинском переживают, что шедевр может вновь пропасть для науки.
«После всего что сделал музей, так ярко заявил о том, что претендует на эту вещь. Осуществив работу по признанию ее как Тициана, я уверена, что никто из музеев не будет претендовать на ее приобретение. Уверена, что за ее приобретение не возьмутся серьезные аукционные дома, потому что они понимают важность такого шага и всегда поддерживают музеи», ‒ считает Марина Лошак.
Однако недавно стало известно, что владелец полотна вышел на связь с директором Пушкинского музея и сообщил, что готов к переговорам о продаже картины.