29 декабря 2018, 09:20 29 декабря 2018, 10:20 29 декабря 2018, 11:20 29 декабря 2018, 12:20 29 декабря 2018, 13:20 29 декабря 2018, 14:20 29 декабря 2018, 15:20 29 декабря 2018, 16:20 29 декабря 2018, 17:20 29 декабря 2018, 18:20 29 декабря 2018, 19:20

В Центре Грабаря завершается реставрация иконы Божией Матери Одигитрии

  • В Центре Грабаря завершается реставрация иконы Божией Матери Одигитрии
  • Картинка
    В Центре Грабаря завершается реставрация иконы Божией Матери Одигитрии
  • В Центре Грабаря завершается реставрация иконы Божией Матери Одигитрии
Реставраторы Центра Грабаря завершают работу над одним из самых сложных и длительных проектов. Восстановление шедевра псковской иконописи ‒ иконы Божией Матери Одигитрии ‒ идет уже больше полувека.

Реставраторы Центра Грабаря завершают работу над одним из самых сложных и длительных проектов. Восстановление шедевра псковской иконописи ‒ иконы Божией Матери Одигитрии ‒ идет уже больше полувека. 

Как образец. В экспозиции большого выставочного зала в Центре Грабаря псковская икона Божия Матерь Одигитрия ‒ на реставрации с 1967 года. Пять десятилетий работы нескольких поколений специалистов. Авторская живопись от поздних записей раскрыта полностью. Почитаемая святыня в одном из псковских храмов находилась в сложных для живописи условиях. Ее многократно укрепляли и реставрировали. На некоторых участках визуально считывалось шестнадцать слоев реставрационных перегрунтовок. Их снимали микроскальпелем всухую. Затем закрепляли. Использовать компрессы с растворителем было нельзя. Они могли уничтожить авторский слой и грунт. Но работа не завершена.

«Сейчас мы видим оригинальную авторскую живопись XII-XIV века. Хотя даже нет датировки этой иконы. Она не определена, потому что пока еще икона не введена в научный оборот. После того, как будет проведена окончательная реставрация, можно будет говорить о какой-то окончательной датировке», ‒ пояснила художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Марина Скутте.

Икона Преображения Господня из Псковского музея-заповедника поступила в 2018-м. Предположительно, XVI век. Доска опилена со всех сторон, композиция сжата. Первые же пробы показали: икона под записями. Всего ‒ их три. Под верхним слоем открылся Спас Вседержитель тонкой, профессиональной работы. Следующие пробы показывают, под ним ‒ еще один Спас, в других одеждах. Выполнен сухо, почти ремесленнически. Но при этом изящный трон, очень изящная одежда. Но дороги назад нет. Реставратор снимает все слои до первого, авторского.

«Почему поднялась рука записать это? Довольно профессиональному человеку. А после этого записал совсем непонятно кто. Когда раскрытие дальше происходило, стало понятно, что потертостей очень много. Авторский слой поврежден», ‒ рассказала художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Лариса Миронова. 

Икону расчищают послойно. Фотофиксация ‒ для каждого этапа работы. Записные слои лежат на сверхпрочном золотом фоне. Должен помочь второй рентген. Образ собирают, как пазл. Делают довыборки, вычищают микропигмент, которым заполнен кракелюр. Вопросов пока больше, чем ответов. Поиски авторского слоя – головоломка не из легких.

 Новости культуры  

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация