"Хочу, чтобы мои ученики танцевали лучше всех". Интервью с Мариной Кондратьевой
1 февраля отмечает юбилей Марина Кондратьева – народная артистка СССР, артистка балета и педагог. В преддверии этого события наш корреспондент Юлия Зиньковская взяла у нее эксклюзивное интервью.
Ю.З. – Марина Викторовна, я знаю, что Ваши родители не были людьми искусства и работали в научной среде. Как же получилось, что Вы стали мечтать о балете?
М.К. – Это история моего детства. Была война. 41-й год. Мы жили в Ленинграде. Родители работали в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе. Папа – ученый, академик. Всех работников института эвакуировали в Казань. С нами уехала семья Н. Н. Семенова. Его жена очень хорошо играла на рояле. В детском саду, в который я ходила, она преподавала музыку. А дочь ее была певицей. Я все время танцевала. Просто везде! И на всех туфлях, которые мне покупались, были стоптаны носочки. Потому что я всегда пыталась встать на носочки. Причем никогда не была в театре и не видела балета! В природе, видимо, зародилась моя увлеченность танцем.
Это Николай Николаевич Семенов посоветовал моим родителям отдать дочь в балетную школу: потому что она танцует, не переставая! Он предложил съездить со мной и попытаться это устроить в столице. Николай Николаевич действительно поехал со мной. Мы остановились в гостинице «Москва». Консьержка отдала ключи от номера и сказала: «Вы знаете, приехала из Ленинграда очень известная балерина – Ваганова. Она здесь, на втором этаже. Вам бы с ней повидаться…». Мы позвонили ей, и она приняла нас. Она знала Семенова. Говорит: «Девочка, пройдись… Ну что ж, девочка хорошая, фигура стройная». Так случилось мое знакомство с Агриппиной Яковлевной.
В Московское хореографическое училище меня тогда не хотели принимать, так как не было мест. Но Агриппина Яковлевна пришла со мной, привела меня к директору Н. И. Тарасову, и меня взяли! С этого началась моя балетная карьера.
Ю.З. – Вашими учителями были Галина Петровна Петрова и Марина Тимофеевна Семенова. Чем они Вам запомнились?
М.К. - Галина Петровна – очень хороший преподаватель. Она сама танцевала в то время в театре, мы ходили на ее спектакли. Это было постепенное вхождение в профессию. Она была очень строга. И после того, как она нас довела до выпускного класса, нас приняли в Большой театр. Именно там моим педагогом стала Марина Тимофеевна Семенова. Это было уже совсем другое. Это было становление меня, прежде всего, как балерины и исполнительницы. Первым моим спектаклей была «Золушка», потом «Бахчисарайский фонтан», потом «Спящая красавица», так и началась череда выступлений в моей жизни…
Марина Кондратьева и Наталья Осипова, La Personne Ballet Magazine
Ю.З. – ««Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева...», – говорил про Вас Касьян Голейзовский. А кто для Вас был воплощением Терпсихоры? У Вас были кумиры?
М.К. – У меня как раз была Марина Тимофеевна Семенова! В школе девочки себе выбирали любимую балерину, каждая выбрала себе одну. И я удивительным образом выбрала ту, которая потом и стала моим педагогом.
Ю.З. – Ваше долгое сотрудничество с Большим театром продолжилось службой репетитором-педагогом. Среди Ваших учеников были Галина Степаненко, Анна Антоничева, Наталья Осипова, Ольга Смирнова. В настоящее время Вы закончили вести свой класс. На что делаете акцент, когда преподаете?
М.К. - Раньше больше внимания уделяли образу. У меня был такой случай. Когда я сдавала Жизель, Марина Тимофеевна позвала Лавровского Леонида Михайловича, он посмотрел. Ему очень понравился второй акт. А насчет первого он сказал: «Я хочу видеть такую Жизель в сцене сумасшествия. Я опишу. Война. Я иду из театра домой. Идет моя знакомая. Я с ней здороваюсь, и нет никакой реакции. А потом я узнал, что она идет от своего дома, которого уже нет и в котором жила вся ее семья, там погиб ее сын и муж. Она идет в никуда, и я хочу, чтобы ты была в таком состоянии». А я сижу и плачу. И потом мы сделали эту сцену актерски. Он пришел и сказал, что именно такую Жизель он и хотел видеть.
Я, как педагог, конечно, очень слежу за движением, но всегда делаю акцент на образе. У меня всякое бывало: кто-то просит, чтобы больше замечаний делала, кто-то, наоборот, просит позже сказать. Но у меня выработался свой стиль преподавания с 80-го года. Я смотрю за исполнением, но над образом и чувствами работаю намного больше.
Ю.З. – Расскажите о Вашем режиме дня. Удается ли отдохнуть или театр забирает все?
М.К. - В последнее время у меня очень много спектаклей. У меня сейчас меньше девочек, чем было раньше, меньше артистов, с которыми я работаю. Но почему-то я занята больше. И так получается, что весь день посвящаешь одному человеку. Мне хочется, чтобы мои ученики танцевали лучше всех. И когда я начинаю работать с кем-то, он мне делается самым дорогим человеком на свете. Я пытаюсь отдать ему все, что у меня есть.
Марина Кондратьева и Марис Лиепа, La Personne Ballet Magazine
К юбилею артистки смотрите в эфире нашего телеканала документальный фильм «Балерина Марина Кондратьева».
Главное фото: Руслан Кривобок