Александр Бородянский отмечает юбилей
Многолетний соавтор Карена Шахназарова, знаменитый сценарист Александр Бородянский отмечает настоящий большой юбилей – 75-летие, о чём сам Александр Эммануилович вряд ли стал бы охотно рассказывать. Он считает, что важнейший навык сценариста – умение фантазировать, и утверждает, что, когда его спрашивают «сколько Вам лет», он тут же выдумывает какую-то цифру – 94 или 27.
Настоящий возраст – это скучно, говорит Бородянский. Но мало ли, что он говорит! Он, например, утверждает, что не любит писать сценарии, он любит их придумывать, а записывать - это не так интересно. Слово «интерес» - вообще ключевое в его понимании профессии.
Этот диалог в фильме «Курьер» Александр Бородянский и не сочинял вовсе. Говорит, писал полюбившегося потом многим героя с себя.
«Я такой и есть! Вот я всю жизнь чего-то придумываю не для того, чтобы выгоду извлечь, а потому что иначе скучно жить! У меня один критерий к кино - фильмы должны быть интересными», - отмечал он.
Первым был «Афоня». Он придумал его еще во ВГИКе. Его дипломный текст «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2» затем случайно увидел Георгий Данелия и сразу решил снимать это кино. Это был дебют сценариста Бородянского.
«Дело в том, что, когда я пишу героя, я становлюсь им, понимаете? Это я сейчас не для красного словца говорю, я он! Я такой же! Я разговариваю, как будто я один из персонажей», - добавлял Бородянский.
Идентифицирует себя Александр Бородянский с самыми разными персонажами фильмов, к которым писал сценарии. Побывал и мастером чечетки из «Зимнего вечера в Гаграх», и революционером Юровским из «Цареубийцы», и музыкантом из «Мы из Джаза». Им написаны сценарии почти всех фильмов Карена Шахназарова.
«Некоторые сценарии мы писали по несколько лет, откладывали, возвращали. Он не просто писал. Он участвовал в создании кино. У него очень правильное отношение к сценарию, он и меня приучил: сценарий - не отдельное произведение, а это фильм», - отметил режиссёр, народный артист России Карен Шахназаров.
«Он профессионал, он сценарист. Он понимает, что такое кино, сюжет и драматургия в кино, понимает, что такое режиссура и режиссёр, как он может снять тот или иной сценарий. Ну, и чувство юмора, он наделён им», - рассказал режиссёр Владимир Досталь.
В кабинете своего загородного дома Александр Бородянский трудится и сегодня. Выезжать в город не любит, но приходится - во ВГИКе он руководит сценарной мастерской. Делится законами мастерства, нюансами профессии и своим кредо: «писать в сценарии можно что угодно и как угодно, но только не плохо».