Не стало "последнего великого модельера Франции" Карла Лагерфельда
На 86-ом году жизни скончался Карл Лагерфельд. Его называли "последним великим модельером Франции". С 1983 года он управлял модным домом "Шанель" и выпускал несколько коллекций в год для других крупных брендов, создавая для них абсолютно не похожие друг на друга модели.
Превратить Большой дворец в Париже в космодром и запустить под стеклянным куполом гигантскую ракету. Высокая мода от Карла Лагерфельда - безумие и выверенные формы. Показы коллекций под его началом становились фантастическими шоу. В нарядах от-кутюр модели делали покупки в супермаркете, или парили по берегу итальянского острова Лидо на венецианском карнавале. Лагерфельд и сам жил в образе. Носил черное и, кажется, никогда не снимал темных очков.
"У него был длинный хвост и катоган. И для него было очень важно, чтобы стиль определял его личность", - говорит историк моды Александр Васильев.
Выпускник школы при Синдикате высокой моды, однокурсник Ив Сен Лорана. В 30 лет стал единственным , кто смог работать одновременно с четырьмя крупными домами моды. Для каждого создавал уникальные коллекции, которые не были похожими друг на друга, даже в мелочах.
"По сути мода сегодня не нужна, есть и другие проблемы в мире, которые намного важнее, но мода - это огромная индустрия, которая должна идти в ногу со временем, если она не будет этого делать, то мы её потеряем", - отмечал Лагерфельд.
Говорил, наиболее удачные вещи из того, что сделал - увидел во сне. С модным домом "Шанель" Лагерфельд начал сотрудничать в 1983. Шутил - воскресил "спящую красавицу". К тому моменту бренд больше 10 лет не мог найти руководителя, который сохранил бы дух мадам Коко.
"Он был очень суровым строгим человеком, очень ответственным в своей работе. Для него это было все. В доме "Шанель" все трепетали, как только он приходил туда. Он держал вех в ежовых прусских рукавицах", - добавляет Александр Васильев.
Главным дизайнером ведущего модного дома Франции уже назначена Виржини Виар - правая рука Лагерфельда на протяжении 30 лет. Если мода была - жизнью модельера, то страстью стала - фотография. Всегда стремился к совершенству - однажды остался недоволен кадрами новой коллекции - и сам взял в руки камеру. Через полгода под рекламными каталогами Шанель - имя модельера и фотографа совпадало. Говорил: любит фиксировать моменты, которые больше не повторятся. И вообще, если бы не мода - сделал бы карьеру в рекламе.
"Мы много раз выставляли Лагерфельда в групповых выставках. Для меня самым интересным было - не его работа с коллекцией. Запрограммированная. А его работа со стрит-фотографией, когда он случайно делал фотографию, где был интересный свет. Спонтанность Лагерфельда, который все строил, - была не менее прекрасна, чем его оконченные построения, которые всегда имели рамки", - вспоминает директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова.
Карл Лагерфельд создавал театральные костюмы для Оперы Монте-Карло, Ла Скала, Парижской оперы и других театров. "В классическом балете возможно только совершенство", – говорил Лагерфельд. И придумал 100 костюмов к балету Квартет Брамса-Шенберга в хореографии Джорджа Баланчина. Знаток барочной музыки Лагерфельд - работал с хореографом Жаном Кристофом Майо над балетом "Altro Canto". Любимым музыкальным шедевром называл "Болеро" Равеля. И одел в свои творения Диану Вишневу и Орели Дюпон. "Болеро" в постановке Охада Нахарина открывал этот сезон Парижской оперы.
Модельер обожал книги. Библиотека Лагерфельда насчитывала 300 тысяч томов. И даже создал аромат - с запахом книг. Карл Лагерфельд работал без выходных. Всю жизнь творил. Ему необходимо одиночество, чтобы подзарядить батарейки. Не был привязан и к одному месту - считал, что его дом - это целый мир.