Учёные опровергли мнение, что креативность – удел молодых
Долгое время считалось, что креативность – черта молодых. А значит, те, кто перешагнул рубеж бальзаковского возраста, обречены на шаблонное мышление. Но новое исследование, опубликованное в журнале De Economist, опровергло это суждение и показало, что существует два творческих пика: один из них приходится на 25-29 лет, то есть, как правило, на период начала карьеры, а второй наступает ближе к 50 годам.
"Мы считаем, что результаты исследования применимы как к людям, работающим в сфере экономики, так и к тем, кто работает в других областях", – рассказывает Брюс Вайнберг (Bruce Weinberg), ведущий автор работы и профессор экономики в Университете Огайо.
Учёные проанализировали 31 научную работу известных исследователей, которые за последние 50 лет стали лауреатами премии по экономике памяти Альфреда Нобеля (неофициально известной как Нобелевская премия по экономике).
В результате было выявлено два типа людей, чей стиль мышления вёл к новаторскому результату. Это "концептуалисты" и "экспериментаторы".
Отделить одних от других помогла классификация работ лауреатов и стиля их написания.
Так, экономисты-концептуалисты были склонны использовать допущения, доказательства и уравнения, а экономисты-экспериментаторы полагались на прямые выводы из фактов. В их работах, как правило, было больше конкретных ссылок на места и периоды времени.
Учёные также проанализировали изменение индексов цитируемости статей, вышедших в разное время карьеры лауреатов. Таким образом, исследователи попытались выявить те самые пики креативности.
В результате оказалось, что "концептуалисты" сделали самые важные открытия в начале своей карьеры, в возрасте от 25 до 29 лет.
Такие люди мыслят нестандартно, бросая вызов общепринятым теориям. Как правило, они появляются с новыми идеями внезапно и происходит это до того, как они успеют погрузиться в общеизвестные факты и теории, объясняет Вайнберг.
"Экспериментаторы" же накапливают знания на протяжении своей карьеры и впоследствии находят новаторские способы анализа, интерпретации и синтеза информации.
Этот путь подразумевает длительные периоды проб и ошибок. В результате пик креативности и открытий, как правило, приходится на конец карьеры таких людей, то есть происходит после 50 лет.
"Достижение творческого пика зависит от того, какой из подходов вы используете", – объясняет Вайнберг.
Данное исследование показывает, что не так важна сфера деятельности человека, сколько способ, к которому прибегает человек, чтобы выявить общие связи и прийти к революционным выводам.
Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что детской креативности мешает обилие игрушек. Негативно на творческом мышлении сказывается и музыка. Впрочем, предлагать креативные решения проблем человечества уже начала компьютерная техника.