В ГМИИ им. Пушкина восстанавливают швейцарские витражи XV века
В июне в Пушкинском музее откроется выставка, посвященная коллекционерам и меценатам братьям Щукиным. Одному из них принадлежали витражи, которые много лет хранились в запасниках музея. Сейчас их реставрируют. Наша съемочная группа побывала в реставрационной мастерской.
Это швейцарские витражи XV века. Самые древние в собрании Пушкинского музея. Всего здесь хранится 67 западноевропейских витражей. Их реставрируют впервые со времени поступления в музей в послереволюционные годы из национализированных дворянских усадьб.
«Именно эти витражи, которые вы видите сейчас у меня на столе, они происходят из коллекции Дмитрия Щукина, это один из младших братьев Щукиных. В 30-е годы они пришлю к нам сюда», ‒ рассказала заведующая мастерской отдела реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина Юлия Устинова.
Сюжеты ‒ большей частью евангельские. После реформации в церкви в начале XVI столетия западные храмы лишились богатого убранства, в том числе витражей, и этот вид искусства стал преимущественно светским. Витражами, как картинами, стали украшать жилище. Евангельские сцены могли дополнить, например, изображением родового герба. Параллельно с реставрацией ведется исследовательская работа. Ее результатом станет научный каталог всей коллекции с подробным описанием. А уже сейчас все желающие на сайте Пушкинского музея могут узнать об этом виде искусства. Например, о том, что свинцовый переплет, обрамляющий расписное стекло, это тоже своего рода реставрация, которую применяли в старину европейские мастера.
«Какие-то стеклышки терялись, и вставлялись новые, выпиливались и вставлялись по размеру утраченных. А то, что не могли склеить, склеивали при помощи свинцового переплета», ‒ объяснила Юлия Устинова.
У некоторых витражей отсутствуют целые фрагменты. Их предстоит заменить современным стеклом, предварительно его состарив. А вот дорисовывать за средневековых художников то, что безвозвратно утрачено, реставраторы не будут. В Пушкинском долго изучали зарубежный опыт, прежде чем выбрать методику восстановления.
«Существует несколько школ реставрации витражей, в первую очередь, западноевропейская и американская. Изучив результаты и той, и другой, мы пришли к выводу, что нам ближе все-таки опыт западноевропейских наших коллег. Дело в том, что американские специалисты очень активно внедряются в структуру памятника, и это не приветствуется нашими учеными и специалистами», ‒ уточнил заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина Игорь Бородин.
Юлия Устинова специально ездила на стажировку в Швейцарию ‒ перенимать опыт. И даже сама в учебных целях пробовала создавать копии витражей, чтобы лучше понять, как их реставрировать.
Антон Николаев