Дом русского зарубежья приглашает на выставку "Лики Нескучного"
29 мая Дом русского зарубежья приглашает на выставку «Лики Нескучного». Усадьба в Курской губернии ‒ родовое гнездо семьи Лансере-Бенуа. Здесь находила вдохновение и делала первые шаги в искусстве Зинаида Серебрякова.
Этот рисунок тушью на картоне сделан 12-летней Зиной Лансере ‒ будущей художницей Зинаидой Серебряковой. Его выставляют впервые, как и десятки других ранних работ, которые привезли из Петербурга владельцы этого собрания ‒ правнуки сестры Серебряковой Екатерины.
«Большинство из этих картин просто были у нас в доме. Так, по моему мнению, картины обыденные, не портреты парадные, такие бытовые сценки. Про эту я помню, когда-то мой папа прокомментировал: "Вот посмотри две женщины. У одной обрезаны ноги, у другой обрезана голова, а все равно видна рука мастера», ‒ вспоминает правнук Зинаиды Серебряоковой Дмитрий Якубович.
Чтение в саду и домашние концерты ‒ зарисовки из жизни в «Нескучном», родовом имении скульптора Евгения Лансере, отца Зинаиды Серебряковой. Там, в Курской губернии, она выросла, полюбила, стала художницей и родила детей, которые так часто смотрят с ее полотен. Эти работы уникальны еще и тем, что дважды пережили страшные годы в истории России. Первый раз ‒ во время Революции 1917-го ‒ усадьба «Нескучное» была разорена.
«Второй раз ‒ это еще большее испытание ‒ это 1941-1945-й год, блокада Ленинграда, когда температура воздуха в комнатах была не больше шести градусов. Вы представляете, как вообще можно сохранить акварель и вообще не разменять ни одну работу на буханку хлеба, то есть в обмен на жизнь. А в семье было пять человек, и никто не умер. И эти работы спасены», ‒ рассказала куратор выставки Ирина Иванченко.
Семейная коллекция кланов Лансере, Зеленковых, Бенуа ‒ это не только работы Серебряковой. Но и тех, кто тоже рос и бывал в «Нескучном», и кто еще опишет это место в своих воспоминаниях как «земной рай». Графика сестры Серебряковой Екатерины, этюды ее брата Евгения и ранние работы ее племянника Дмитрия Зеленкова. Его называли «магом и волшебником» Мариинки, он был там сценографом в 30-е годы, в войну был ранен, попал в плен, а после ‒ в ГУЛАГ. Судьба, отражающая XX век, который начинался с музыки и живописи в усадьбах типа «Нескучное».
Ирина Разумовская